ОН БЫЛ ПЕРВЫМ
1 (14) ноября 1898 года в слободе Вороново Акулевской волости Чебоксарского уезда Казанской губернии (ныне Мариинского-Посадский район Чувашской Республики) в семье полицейского урядника Ф.И. Скворцова родились близнецы-мальчик и девочка,коорым при крещении в Бичуринской церкви Воскресенской волости Чебоксарского уезда были даны имена Иван и Анна.[1] Восприемниками детей были, как указывается в церковной записи от 5 (18) ноября 1898 года « села Акулева Николай Фёдорович Скворцов и М.-ПосадаСемёна Андреева жена Татьяна Васильевна Маринина »[2]
В то время трудно было и предположить, что Ивану предстоит прожить большую и богатую событиями жизнь, что ему суждено стать одним из первых советских авиаторов, первым лётчиком из Чувашии.
Отец будущего лётчика- Фёдор Ильич Скворцов (1855-1928) по происхождению был крестьянином. 1876 году был призван на службу в царскую армию. Служить попал в известный своим участием в восстании декабристов 1825 года лейб-гвардии Московский полк, расквартированный в то время в г.Санкт-Петербург.
1877-1878 гг. рядовой Фёдор Скворцов участвовал в походе на Балканы, воевал под Плевной
За храбрость был награждён медалью и произведён в унтер-офицеры.1 В 1884 году вышел в запас и вернулся в родные места.
Мать И. Ф.Скворцова Анна Васильевна (1860-1931гг.) была родом из крестьянской семьи одной из деревень, находившимся под г. Марпосад. Всю свою жизнь она занималась домашним хозяйством, воспитанием детей. Умерла она неграмотной.
Кроме близнецов-Ивана и Анны в семье росло ещё четверо детей: старший брат Николай, сёстры Мария, Лидия и Капитолина. Семья была большой и дружной.
Иван рос в родном Воронове. С детства знал все тяготы крестьянской жизни.
В 1910 году Ваня Скворцов поступил на учёбу в первый класс Акулевского 2-х классного училища.2 Учился он с увлечением и хорошо, отличался прилежностью и дисциплиной.
Приближалось 300- летие дома Романовых. В 1912 году, кода Ваня учился во 2 классе, программа обучения была дополнена двумя новыми предметами военной гимнастикой и строевой подготовкой. Во время занятий учеников одевали в белые гимнастёрки с красными погонами, фуражки и обували в сапоги.3 Потом пришло предписание: выделить двух учеников для участие в параде «потешных» в г.Санкт-Петербурге. И Ване с другом Петром
посчастливилось участвовать в параде «потешных»
Парад принимал сам император Николай II, объехавший на белом коне все роты. После парада был дан праздничный обед. На следующий день ребят отправили домой.
В 1913 году Иван Фёдорович поступил на учёбу в 3-й класс четырёхклассного Мариинско-Посадского городского училища, которое через 2 года с отличием закончил.4
В 1915 году наш земляк поступил учится в низшую лесную школу в Мариинско-Посад.
Не суждено было тогда завершить учёбу вышеуказанном учебном заведении, судьба распорядилась так, что в первых числах января
По случайному-ли совпадению или так уж было предопределено судьбой, но служить И.Ф.Скворцов попал в 1-й запасной авиабатальон при Гатчинской школе военных лётчиков под Петроградом.6 Не обошли авиашколу стороной и политические события того времени. Авиаторы
единодушно перешли на сторону революции. Рядовой И.Скворцов принимал непосредственное участие в событиях того времени. 3 апреля 1917 года по делам службы наш земляк ездил в комендатуру Петроградского военного округа. Здесь он вместе с сослуживцами узнал, что вечером в Петроград из эмиграции должен вернуться лидер большевистской партии В.И. Ленин.
Позднее он так вспоминал об этом событии «… Около 11 часов вечера по колоннам сообщили, что пришёл поезд с В.И.Лениным, а через несколько минут мы увидели Владимира Ильича, стоящего на броневике»7
В апреле 1917 года распоряжением командования рядовой Иван Скворцов был командирован на учёбу в Киевскую школу военных аэронавигаторов8
Начались дни напряжённой учёбы. Курсанты изучали самолёты типа «Вуазен» и «Фарман XXX»
Французского производства, которые стояли на вооружении военно-воздушных сил России того времени. В октябре 1917г. курсант Скворцов блестяще окончил школу военных аэронавигаторов, сдав все экзамены на «отлично». К окончанию школы согласно записям в лётной книжке совершил 22 полёта, проведя в воздухе 11 часов 20 мин. Налёт-
Через несколько дней после окончания учёбы наш земляк был переведён в чин старшего унтер-офицера и получил назначение на Западный фронт в 50-й корпусный разведавиаотряд, который базировался в г. Вилейка Виленской губернии.( Совр. Минская обл.Р.Б,)1
Лётчики занимались главным образом разведывательными полётами, задачей которых было устанавливать передвижения немецких войск. Здесь И.Ф.Скворцов узнал о победе революции в Петрограде. Вскоре они стали красногвардейцами и началось служение Ивана Фёдоровича Воздушному Флоту страны социализма более чем четыре десятка лет. Молодое Советское государство было втянуто в лучину гражданской войны. В ней самое активное участие приняли
лётчики красногвардейцы. В январе 1918 года 50-й авиаотряд был передислоцирован в с. Сергиевское Тульской губернии в целях безопасности. А в марте того же года был направлен в действующую армию в район г.Смоленска. Здесь лётчик из Чувашии был принят в ряды РКП (б)2
В августе 1918 года наш земляк заболел и ему был предоставлен двухмесячный отпуск с правом выезда в родные края.3
Приехав на родину- в Чувашию,- и немного оправившись после болезни, Иван Фёдорович решил не терять напрасно времени и в сентябре
На родине И.Скворцов принял деятельное участие в организации Народного дома-культурного учреждения. В стране шла гражданская война. По призыву партии многие уходили на фронт, в их числе и наш земляк. Его направили служить на Южный фронт. В годы гражданской войны на вооружении Красного Воздушного Флота было в среднем 350-500 боевых самолётов. Обученных специалистов не хватало и поэтому сражу же был назначен заместителем военного комиссара 38 разведывательного отряда, которым командовал старый воздушный ас Артур Янович Раапп.
После разгрома белогвардейской армии П.Н.Врангеля и основных сил Н.П.Махно 38-ой развед-
авиаотряд был передислоцирован в г. Харьков. Это было весной 1921 года.5
После расформирования 38-го разведавиаотряда И.Ф.Скворцов был назначен исполняющим обязанности военного комиссара штаба К.В.Ф6 Украины и Крыма. Ему приходилось много заниматься организационной работой. Большую помощь ему оказывали в этой нелёгкой работе подчинённые Г.В.Моисеев, В.Н.Графов и другие. За время службы в Харькове авиатору не раз приходилось встречаться как на военных аэродромах, так и в штабе КВФ Украины и Крыма с М.В.Фрунзе, прославленным героем и полководцем гражданской войны, который в то время был
Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины и Крыма.
1923 году был направлен на учебу в первую высшую школу красных военных летчиков в город Борисоглебск, где обучался с известным летчиком В.П.Чкаловым. Фактически И.Ф.Скворцов был одним из основателей второй школы красных военных лётчиков в вышеуказанном городе.
В Борисоглебской школе обучались представители многих национальностей В городе Борисоглб-
ске произошло знаменательное событие в жизни Ивана Фёдоровича. Здесь он встретился и познакомился с девушкой, которая стала верным и надёжным спутником жизни-женой-Скворцовой Серафимой Ивановной. Вместе они прожили большую, славную жизнь. В ноябре 1923 года авиатор закончил лётную программу авиашколы и был направлен слушателем Высшей школы красных военных лётчиков, которая находилась в Москве7 Вместе с ним были направлены В.П..Чкалов, Ф.С.Уваров, П.И.Пумпур и другие.
21 января 1924 года скончался В.И. Ленин. В дни глубокого траура для нашей Родины тысячи и тысячи людей двинулись нескончаемым потоком к Дому Союзов, в Колонный Зал, чтобы проститься с великим вождём, в их числе и наш земляк в составе почётного караула от Первой Высшей школы лётчиков. И это событие навсегда осталось в памяти нашего земляка. 3 августа 1924 года И.Скворцов успешно окончил военную школу, получил звание-военный лётчик.
Местом новой службы, согласно приказу стал авиаотряд «Ультиматум» дислоцированный в Москве. В составе авиаотряда были настоящие асы своего дела, поэтому его приглашали в различные авиационные парады. Такой парад состоялся 2 мая 1925 года, в котором принял участие и наш земляк. После парада авиаторам были вручены пригласительные билеты в Кремль на торжественный вечер. Перед военными лётчиками выступил И.В. Сталин. Вскоре «Ультиматум» был перебазирован на новое место в г.Витебск, наш земляк на новое место службы в авиаэскадрилью « Красная Москва» Здесь с ним произошло несчастье. В одном из полётов у него в воздухе заглох мотор, самолёт упал, но Иван Скворцов остался жив. После продолжительного лечения его перевели из военной части в учебную, это было вызвано тем, что медицинская комиссия после аварии сделало заключение о запрещении И.Ф.Скворцову высотных полётов.
В сентябре 1927 года Скворцов был командирован на курсы усовершенствования начальствую-
щего состава ВВС Красной Армии при Военно-Воздушной Академии имени Н.Е.Жуковского.
В мае 1928 года он закончил вышеуказанное учебное заведение. Так закончилась служба Скворцова в рядах ВВС РККА1
В 1928-1930 гг. Иван Фёдорович был командирован в Среднюю Азию для выполнения специального задания по проведению аэрофотосъёмочных работ для нужд сельского хозяйства.
В январе 1930 года новое назначение – руководитель работ по строительству и оборудованию аэродромов и посадочных площадок в пределах Средне-Волжского края на вновь открываемой воздушно пассажирской линии «Москва-Ташкент»2 И с этой работой наш земляк справился, блестяще, к началу 1931 года авиалиния была сдана. В марте 1931 Скворцов получил приказ выехать в город Балашов Саратовской области, где ему предстояло приступить к формированию 3-й Объединённой школы пилотов и авиатехников Гражданского Воздушного Флота, в которой он назначался заместителем начальника школы и начальником учебно-лётного отдела3
По многим городам СССР были разосланы объявления, сообщавшие о наборе курсантов в Балашовскую школу пилотов и авиатехников Гражданского Воздушного Флота. Вспомнил Иван Фёдорович и о своих земляках-чувашских парнях и поехал в г.Чебоксары набирать курсантов. В числе первых курсантов из Чувашии были: М.А. Громов родной дядя будущего Космонавта-3-А.Н.Николаева, И.Я.Эверсков, В.С.Семёнов и др. Много подготовила Балашовская школа пилотов и авиаторов. Многие из них во время Великой Отечественной войны пересели за штурвалы боевых самолётов. И вот снова приказ И. Скворцова назначают Представителем Главной Инспекции ГВФ по Украине, Северному Кавказу и Закавказью в г. Харьков. В этой должности наш земляк проработал чуть больше года. Затем он направляется в г.Актюбинск для организации авиаузла гражданского воздушного флота. После выполнения очередного задания нашего земляка направили в полярную авиацию, это было в декабре 1934 года. Авиаторы совершали регулярные рейсы по маршрутам «Красноярск-Диксон», а также «Красноярск»-«Норильск», «Красноярск-Дудинка» Вскоре семью Скворцовых постигло большое, ничем невосполнимое горе. Они понесли тяжёлую утрату. В реке Енисей утонул Борис. Потеря сына тяжело сказалось на здоровье ветерана-летчика, и он подал рапорт, с просьбой перевести его на новое место службы, так как в Красноярске многое напоминало их семье о постигшем несчастье.
И его просьба была удовлетворена, в феврале 1936 года его назначили командиром Беломорского отдельного авиаотряда полярной авиации.
Четыре года проработал И.Ф.Скворцов в полярной авиации. Указом ЦИК СССР от 27 июня 1937 года за активное участие в освоении Арктики и обеспечении экспедиции на Северный полюс был награждён Орденом Трудового Красного Знамени1 После возвращения с Севера ветеран не расстался с авиацией. Почти 21 год он работал в системе Министерства авиационной промышленности, занимая ответственные посты в его центральном аппарате.
Когда началась война с фашистской Германией как большинство сослуживцев, Иван Фёдорович хотел уйти на фронт, но получил отказ. Его опыт и знания нужны были больше в тылу, где ковалась победа над врагом, да и годы у Скворцова были уже не те, что прежде. В те тяжёлые дни, когда враг стоял у стен столицы, семья Скворцовых эвакуировалась в Саратовскую область, в деревню Дубовая. Летом 1942 года вернулись обратно в Москву. А сам И.Ф.Скворцов работал в разных должностях и после войны до 1959 года, после чего ушёл на заслуженный отдых. Ему
была назначена персональная пенсия союзного (СССР) значения. Все последующие годы жизни он жил в Москве. Умер на 94 году жизни в 1992 году.
За свою службу в авиации И.Ф.Скворцов провёл в воздухе 3347ч.50 мин.(из них128ч.35мин.-ночью. Общий налёт его составил 1.047
Заключение. В заключении хочется отметить, мы проделали большую работу. Изучили первоисточники, периодическую печать, литературу и материалы из интернета. Проанализировали и сопоставили факты в различных источниках, касающегося нашей темы. Выявили некоторые расхождения в различных источниках относительно даты поступления И.Ф. Скворцова на учёбу в Мариинско-Посадскую низшую лесную школу. В ресурсах интернета значится дата 1918 год, а в первоисточнике, в архивном документе, 1915 год.
Огромную помощь при написании работы, предоставив архивные материалы и фотографии Ивана Фёдоровича, нам оказал автор публикаций о нашем прославленном земляке-лётчике Д.Н.Белебенцев, с которым нам удалось встретиться в ходе выполнения работы. Он нам рассказал о неизвестных фактах из жизни биографии И.Ф.Скворцова, которые были изложены в основной части работы. Чувашский народ гордится нашим прославленным земляком и не случайно его именем названа площадь у воздушных ворот столицы Чувашской Республики.
Работа дала мне возможность заглянуть в историю тех времён, познакомиться с героями, с которыми учился, летал, работал наш прославленный лётчик. Его дела и подвиги рождают чувство гордости за свой народ, служат примером для подрастающего поколения.
Литература
Личный архив Ивана Фёдоровича Скворцова (далее-ЛАИФС)
А.Г.Николаев. Встретимся на орбите-М.; Воениздат МОСССР, 1966. 228с.
Белебенцев Д. Ветеран советской авиации // Совет. Чувашия.- 1978.- 14 ноября.
Белебенцев Д.Н. Вся жизнь в авиации.//Блокнот агитатора.-№20.-С.21.
Белебенцев Д.Н. Жизнь в авиации // Ленинское знамя (орган Маар-Посадского РК КПСС и районного Совета депутатов трудящихся), -1977.9 августа. С.3.
Герасимов Н., Ильин М. Чавашсен перремеш лётчике // Коммунизм ялаве.1959.22 февраля.
Орлов Ф.Н. Первый лётчик из Чувашии // Советская Чувашия. 1973. 14 ноября.
Скворцов И.Ф. На мою долю выпало счастье // Ленинское знамя.1969.22 апреля.
[1] Белебенцев Д.Н. Вся жизнь в авиации.//Блокнот агитатора.-№20.-С.21.
[2] Личный архив Ивана Фёдоровича Скворцова (далее-ЛАИФС), Т.1.Д.1.Л1.
1 Белебенцев Д.Н. Жизнь в авиации // Ленинское знамя (орган Маар-Посадского РК КПСС и районного Совета депутатов трудящихся), -1977.9 августа. С.3.
2 Л.А.И.Ф.С. Т.1.Л.6.
3См. фото из личного архива Д.Н.Белебенцева в приложении.
4 Л.А.И.Ф.С. Т.1.Л.7.
5 Белебенцев Д.Н. Ветеран советской авиации // Советская Чувашия.1978.14 ноября.
6 Орлов Ф.Н. Первый лётчик из Чувашии // Советская Чувашия. 1973. 14 ноября.
7 Скворцов И.Ф. На мою долю выпало счастье // Ленинское знамя.1969.22 апреля.
8 Л.А.И.Ф.С. Т.1. Д.2. Л.1.
1 Л.А.И.Ф.С. Т.1. Д.2. Л.4.
2 Там же Т. 1. Д.3.Л.1.
3 Там же Т. 1. Д.3.Л.2.
4 Там же.Т.1.Д.5.Л.1.
5 Там же. Т.1.Д.Л.4.
6 Красный Воздушный Флот
7 Л.А.И.Ф.С. Т.1. Д.8.Л.6.
1 Л.А.И.Ф.С.Т.1.Д.11.Л.4.
2 Л.А.И.Ф.С.Т.2.Д.2.Л.2.
3 Л.А.И.Ф.С.Т.2.Д.3..Л.10.
1 Л.А.И.Ф.С.Т.2.Д.8.Л.10.
2 Л.А.И.Ф.С.Т2.Д.9.Л.19-20.