Доклад начальника отдела образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации оргашского района «Стратегические направления развития воспитания в системе образования Моргаушского района»

 

«Стратегические направления развития воспитания в системе образования Моргаушского района»

 

  Добрый день, уважаемые участники августовской конференции!

 

Ежегодная встреча единомышленников на августовской педагогической конференции дает нам прекрасную возможность обсудить накануне учебного года результаты работы системы образования района, назревшие проблемы, проанализировать и определить пути их решения, а также наметить перспективы дальнейшего развития. Пользуясь, случаем, хочу выразить благодарность  педагогическому сообществу муниципалитета за успешное завершение 2019-2020 учебного года в период распространения коронавирусной инфекции, за слаженную работу участников образовательного процесса, за взаимопонимание и доверие. Впервые в практике наши учителя и воспитатели столкнулись с проблемой проведения занятий с применением  электронных средств  обучения  и дистанционных  технологий обучения. Надо признать, что не все было гладко. При переходе на новый формат обучения трудности возникали и у педагогических работников,  и обучающихся, и у родителей. Образовательные порталы не выдерживали массовую нагрузку, не всегда материально – техническая база образовательных организаций  соответствовала современным требованиям, скорость в сети Интернет не позволяла качественно проводить занятия в он-лайн режиме. Не зависимо от количества возникающих проблем, нам удалось с ними справиться и завершить учебный год, выпускников 11 классов подготовить к сдаче Единого государственного экзамена.

Важной жизненной ценностью человека, общества и государства является получение качественного образования как основы для формирования конкурентоспособной на рынке труда личности.

В целях определения качества знаний обучающихся приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки утверждено новое расписание всероссийских проверочных работ. ВПР пройдут для учащихся 5-9 классов по программе предыдущего года обучения с 14 сентября по 12 октября. 
Результаты ВПР важны, прежде всего, для школ, учителей и родителей школьников, чтобы понять, какие пробелы есть в подготовке учащихся и с чем нужно дополнительно поработать. Поэтому проведение такого мониторинга осенью сохраняет свою актуальность.

Показателем освоения обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс является количество медалистов «За особые успехи в учении». В прошлом учебном году 34 выпускника средних школ получили аттестат с отличием. На слайде представлена информация о медалистах в разрезе образовательных организаций. Хочу подчеркнуть, что их общее количество держится стабильно. Вопросы качества образования выпускников-медалистов стоит на особом контроле ведомственных министерств. Уважаемые руководители, Вам представили раздаточные  материалы, в том числе и информацию по медалистам. Предлагаю на педагогических советах  рассмотреть соответствие качества знаний выпускников с результатами экзаменов.

В целях недопущения  распространение коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации были приняты ряд профилактических мер, в том числе единый государственный экзамен сдавали выпускники средних школ, желающие поступить в высшие учебные заведения, сроки сдачи итоговой аттестации были изменены, результаты  ЕГЭ не влияли на выдачу аттестатов с отличием и другие.

Развитие системы образования муниципалитета направлено на решение государственной политики в сфере образования в соответствии с действующим законодательством, реализацию приоритетного национального проекта «Образование», федеральных, региональных, муниципальных программ развития образования, майских указов Президента Российской Федерации и  других нормативно-правовых  актов.

Предстоящий новый учебный год  имеет свои особенности в связи  с эпидемиологической ситуацией по распространению новой коронавирусной инфекции. В 2020-2021  учебном году общеобразовательные организации  должны обеспечить   реализацию образовательных программ  в штатном режиме  с соблюдением  санитарно- эпидемиологических  требований  в условиях  профилактики и предотвращения пандемии. Администрациям общеобразовательных организаций  необходимо организовать мероприятия  разъяснительного характера  для всех участников образовательного процесса о мерах сохранения здоровья,  о мерах профилактики  и снижения рисков  распространения новой инфекции, об организации  индивидуальной  и групповой  работы  с обучающимися, в том числе  с применением  электронных средств  обучения  и дистанционных  технологий обучения. В целях минимизации рисков распространения COVID-19 Роспотребнадзор совместно с Минпросвещением  разработали и утвердили новые санитарные правила, которые устанавливают требования к особому режиму  работы образовательных организаций для детей и молодежи в условиях пандемии и требуют непрекословного исполнения всеми участниками образовательного процесса. Думаю, что данный документ  уже изучили в каждой образовательной  организации, и с учетом всех требований, проводилась работа по подготовке учреждений  к началу нового учебного года.

Переходя на основную тему нашего доклада, отмечу,  что в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года приоритетной задачей нашего государства является  – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».  Она  призвана определить комплекс действий, адекватных динамике социальных, экономических и политических изменений в жизни страны, учитывающих особенности и потребности современных детей, социальные и психологические реалии их развития.

В условиях цивилизационных вызовов Стратегия направлена на усиление единения российского общества, переосмысление таких ценностей, как гражданская идентичность, патриотизм, ответственная жизненная позиция. Она призвана консолидировать усилия государства и общества, направленные на решение задач формирования российской идентичности  подрастающего поколения, утверждает главенство семьи в вопросах воспитания как деятельности направленной на изменение связей ребёнка с миром, с людьми, формирующей активную позицию личности,  закладывает основы системы противодействия националистическим, экстремистским вызовам и рискам современного детства, ориентирована на качественно новый общественный статус социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, предусматривающих культурно-исторический системно-деятельностный подход к социальной ситуации развития личностного потенциала детей и подростков.

 Воспитание детей позиционируется как стратегический общенациональный приоритет.

31 июля текущего года Президент РФ Владимир Путин подписал поправки к Закону об образовании по вопросам определения системы организации воспитательной работы. Введены общие требования  к организации воспитания обучающихся.

Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ должно осуществляться на основе включаемых в основную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. Урегулированы вопросы их составления. Организации будут разрабатывать такие программы и планы самостоятельно.

Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2020 г., поэтому заместителям руководителей школ в ближайшее время необходимо разработать  указанные программы воспитания.

 Дошкольное образование является основой для формирования и развития личности.

 На 1 августа 2020 года в районе функционируют 12 дошкольных образовательных организаций, 20 дошкольных групп и 1 группа кратковременного пребывания для дошкольников при 12 общеобразовательных школах.

Общая численность детей дошкольного возраста, проживающих в районе в 2019 году– 2297 (2018 - 2311, 2017 – 2308), из них 166 - дети до 1 года (2018 – 276, 2017 – 288). В муниципальных дошкольных образовательных учреждениях воспитывается 1547 воспитанников (2018 – 1677, 2017 – 1694), что составляет 71% от общего количества детей в возрасте от 1 до 7 лет (2018 – 82,4%, 2017 – 83,9%), из них  6 детей-инвалидов.

 Дошкольное образование - это начальная ступень раскрытия способностей ребенка. Сегодня изменился способ организации видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность с детьми, направленная на формирование у дошкольника самостоятельности, инициативности, любознательности, произвольности, творческого самовыражения. При этом роль педагогов во взаимодействии с детьми и родителями состоит не только в том, чтобы развить способности ребенка, но и научить детей выстраивать конструктивные отношения в семье и обществе, быть толерантным, живя в многонациональном государстве, сформировать у детей представления о нравственных нормах и ценностях, об ответственности за свою Родину, свои поступки, за здоровье и безопасность себя и окружающих.

В детском саду мы формируем маленького человека, поддерживая его инициативу и желание познавать мир, себя, своих друзей. Поэтому особую актуальность приобретает задача  обучения педагогических кадров новым стандартам и подходам к воспитанию дошкольников.

         Воспитательной и образовательной деятельностью в дошкольных образовательных организациях занимаются 142 педагогических работника (2018-138, 2017 – 141). Основную часть кадров, 86,6% педагоги с высшим образованием, 13,4%, имеют среднее специальное образование. По итогам аттестации педагогических кадров высшую квалификационную категорию имеют 14 человек, что составляет 9,8% (2018-10 (7,2%), 2017 – 10(7%)), первую категорию - 101 человек, что составляет 75,4% (2018 – 104 (75,4%), 2017 – 111 (78,7%)).

 Дошкольные учреждения активно участвуют не только на районных конкурсах, но и на российских и международных. Воспитанница детского сад  «Солнышко» стала победителем республиканского конкурса "Лучшая тетрадь для исследования и творчества "Моя семья в истории Великой Победы"; хореографический коллектив детского сада «Василек»  стал дипломантом III степени Республиканского заочного детского фестиваль-конкурса «Ача-пача Акатуйĕ»; воспитатель детского сада «Золушка» стал  призером межрегионального конкурса методических разработок «Тăван чĕлхе – пĕлÿ ҫăлкуҫĕ» -«Родной язык – источник знаний».  

В районе  проводятся методические объединения для педагогов по разным направлениям, где участвуют все образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

С целью выявления, поддержки и поощрения талантливых педагогов, повышения социального статуса и профессионального мастерства педагогических работников проводится ежегодный конкурс «Воспитатель года». В прошлом учебном году на районном этапе указанного конкурса приняло участие 8  человек. Победителем районного этапа 2020 года стал воспитатель детского сада «Улыбка» Дмитриева Олеся Витальевна. За последние три года на профессиональном конкурсе ни разу не участвовали представители детских садов: «Малыш», «Незабудка», «Василек». Из общеобразовательных школ, где реализуется дошкольная образовательная программа,  участие принимали только представители Шатьмапосинской основной, Ильинской и Сятракасинской средних школ.

 Руководителям учреждений необходимо активизировать работу среди воспитателей по участию в профессиональных конкурсах, оказывать им своевременно методическую и психологическую  помощь. До начала нового учебного года спроектировать участие педагогических работников на профессиональных конкурсах.  

Задачей муниципалитета является создание современных, комфортных  условий для развития ребенка. В мае 2019 года в связи с аварийностью здания временно приостановили работу детского сада «Колокольчик» д. Москакасы. Взамен, исходя из имеющихся ресурсов,  были открыты 2 дополнительные дошкольные группы в детском саду «Золушка» на 45 мест и 1 группа на 27 мест в Москакасинской средней школе. В текущем году район участвует в проекте по капитальному ремонту дошкольных образовательных организаций. На осуществление мероприятий детскому саду «Солнышко» с. Моргауши из республиканского бюджета выделено 20 млн. рублей, более 1,5 млн. рублей из местного бюджета. 01 ноября текущего года данная образовательная организация должна возобновить образовательный процесс.   

Следующей задачей образовательных организаций в новом учебном году является обеспечение поддержки семейного воспитания на основе содействия ответственного отношения родителей к воспитанию детей, повышению их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности.   

С целью оказания методической, диагностической и консультативной помощи родителям детей только  в 7 детских садах   созданы консультационные пункты. Во всех образовательных организациях в I полугодии  предстоящего учебного года создать такие пункты. Обеспечить их квалифицированными педагогическими кадрами, а также узкими специалистами. Хочу подчеркнуть, что в прошлом учебном году в ряде образовательных организаций были открыты дополнительные штаты учителя – логопеда и педагога – психолога, однако, в Моргаушской и Юськасинской средних школах  руководители не смогли укомплектовать кадрами. Образовательные организации должны оказывать психолого-педагогическую помощь детям и их родителям. В последние году становятся все больше детей, нуждающихся в логопедической и психологической помощи.

Опора педагогов на положительный опыт семейного воспитания, его использование в воспитательном процессе усиливало положительные тенденции образовательной деятельности учреждений. Стали востребованными такие формы сотрудничества семьи и педагогов, как семейные мастер-классы, фестивали, конкурсы, праздники, отчетные концерты, выставки, публичные отчеты.

Однако именно это направление деятельности требует более профессионального подхода педагогических коллективов по повышению эффективности проводимой индивидуальной работы с семьёй. Необходимо постоянное изучение родительского мнения по самым разным вопросам обучения и воспитания детей, его анализ и своевременная коррекция выявленных проблем. Необходим контакт, который бы строился таким образом, чтобы у родителей возникал интерес к процессу воспитания, потребность добиваться успеха, появлялась бы уверенность в своих силах.

Данное направление работы сейчас требует особого внимания. С родителями стало работать очень не просто, поэтому основными задачами на перспективу будут  оптимизация усилий по организации родительского всеобуча;  повышение роли классных руководителей и воспитателей в работе с родителями  по повышению компетентности воспитания детей;  активное привлечение к воспитательному процессу в школах и детских садах отцов обучающихся.

В прошлом учебном году во всех образовательных организациях были созданы Советы Отцов. Активно  работали данные объединения в Б.Сундырской, Ильинской, Орининской средних, Шомиковской основной школах, детских садах «Мечта» с. Б.Сундырь, «Золушка» д.Падаккасы, «Путене» с.Моргауши. Ряд образовательных организаций не смогли организовать работу с Советами  Отцов. Руководителям  школ и детских садов эффективно использовать данный ресурс в воспитании подрастающего поколения.  

Система общего образования является ключевым элементом становления молодого человека. 

 Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовывать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

В федеральных государственных стандартах, как и в Стратегии развития воспитания, задан ориентир на обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования. В настоящее время большие ожидания государства связаны с результативностью и эффективностью деятельности системы образования, воспитанием гражданина-патриота, активно и ответственно участвующего в жизни государства и общества.

 Стратегия развития воспитания опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

Поэтому еще одной приоритетной задачей государственной политики в области воспитания является формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России.

В соответствии с поручением главы государства Владимира Путина разрабатывается новый федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», который закрепляет на законодательном уровне общие требования к организации воспитания школьников по всей стране.

Особое внимание будет уделяться приобщению детей и молодёжи к духовным и нравственным ценностям, вовлечению в волонтёрскую деятельность, а также вопросам профориентации.

«Важно то, на каких ценностях мы будем воспитывать подрастающее поколение. На сегодняшний день мы видим и предлагаем следующее: Родина, семья, дружба, взаимопомощь, спорт и здоровье, любовь к природе, стремление к знаниям», – заявил Министр просвещения Сергей Кравцов.

Закон усилит такие составляющие школьной программы, как посещение музеев, театров, выставок, передовых предприятий, поможет укрепить связь школ с другими социальными и культурными организациями.

Глава Минпросвещения подчеркнул, что сейчас воспитание – это «стратегический национальный приоритет, требующий работы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях».

 Работа волонтеров общеобразовательных организаций оценивается в единой информационной системе «Добровольцы России». В данной системе всего зарегистрировано 478 мероприятий, активность образовательных организаций вы видите на слайде. Есть и другая сторона этой медали, а именно образовательные организации, которые в системе зарегистрированы, но мероприятий нет: Нискасинская, Сятракасинская, Тораевская, Сосновская, Шатракасинская школы.

 Москакасинская, Большекарачкинская, Сыбайкасинская, Тойгильдинская, Шатьмапосинская  школы вообще отказались от регистрации в информационной системе. До завершения III квартала текущего года руководителям образовательных организаций, в которых волонтерская деятельность не осуществляется, принять меры по регистрации в АИС  с указанием мероприятий.

В 2020 году в связи со сложившейся ситуацией в мире связанной с коронавирусом в Моргаушском районе, как и во всей стране, заработала Акция взаимопомощи #МыВместе, направленная на поддержку пожилых, маломобильных граждан во время пандемии коронавируса. Волонтеры Моргаушского района доставляли лекарства и продукты по поступившим заявкам. В проекте были задействованы 20 волонтеров, отработано более 50 заявок, доставлены бесплатные пакеты 543 пожилым.

В районе создана многоступенчатая система развития потенциала детских объединений. Детская общественная организация «Союз мальчишек и девчонок (СМИД) при доме детского творчества, военно-патриотический клуб «Родина» при Моргаушской средней школе зарегистрированы в управлении Министерства юстиции Чувашии.

Культура общения, умения работать в команде, уважительные отношения друг к другу формируется в рамках детских общественных организаций. Ведется последовательная работа по развитию ученического самоуправления, целью которой является воспитание умения реализовать свои способности, работая в команде. Ежегодно проводится 15 мероприятий районного уровня, направленных на формирование лидерского потенциала.

Особенностью «СМИД» является то, что ее деятельность имеет разный масштаб и направленность, что способствует росту лидерского и творческого потенциала детей и подростков, приобретению ими социального опыта. Благодаря этому школьные детские общественные организации являются помощниками педагогов в районных и общешкольных мероприятиях, инициаторами ярких, творческих дел, различных социально значимых проектов и акций.

21 общеобразовательная школа включена в состав Российского движения школьников. Активное участие в мероприятиях РДШ принимают обучающиеся Моргаушской, Калайкасинской, Орининской, Сятракасинской, Чуманкасинской средних и Акрамовской основной школы.

В патриотическом воспитании молодежи большая роль принадлежит военно-патриотическим клубам.  Таких объединений у нас в районе 4.  На базе Большесундырской средней школы им. Верендеева активно развивается поисковое движение.

C 24 мая 2016 г. в России стремительными темпами развивается детско-юношеская военизированная организация «ЮНАРМИЯ». Движение «ЮНАРМИЯ» уже объединила более 700 детей и подростков по всему району. Охват детей данной формой объединения указано на слайде.

 Уважаемые руководители и заместители, нам необходимо помочь детям найти приложение своих сил и возможностей, заполнить вакуум в реализации детских интересов. Влияние детских объединений на функционирование и развитие воспитательной системы школы большое, поэтому мы должны создавать их по запросам, потребностям детей.

Приоритетами государственной политики в области воспитания являются: воспитание детей в духе уважения к человеческому достоинству, национальным традициям и общечеловеческим достижениям; поддержка определяющей роли семьи в воспитании детей, уважение к авторитету родителей и защита их преимущественного права на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами; защита прав и соблюдение законных интересов каждого ребёнка; обеспечение соответствия воспитания в системе образования традиционным российским культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям.

В 2019-2020 учебном году продолжено изучение курса «Основы религиозной культуры и светской этики» в начальных классах. Обучающиеся изучали предмет на основании заявлений родителей по 2 модулям: «Основы православной культуры» и «Основы светской этики». Предмет «Основы православной культуры» изучали 314 обучающихся, предмет «Основы светской этики» - 27.

Разработан план развития православной культуры в Моргаушском районе совместно с  церковными служащими района. Традиционно проводили фестиваль «Рождественская звезда», «Пасхальная радость», конкурс бального танца и патриотической песни.  Впервые в прошлом году провели районную православную олимпиаду, в ней приняло участие 46 обучающихся 4-11классов. Из 21 школы представители были из Моргаушской, Б.Сундырской, Ильинской, Чуманкасинской средних школ. Остальные образовательные организации проигнорировали данное мероприятие. Ягушов Ефрем, ученик 8 класса Моргаушской средней школы стал призером республиканской олимпиады.

Педагогическое сообщество Республики положительно оценило социокультурную программу «Истоки». В предстоящем учебном году во всех образовательных организациях необходимо реализовать данную программу. Заместителям руководителей проработать варианты проведения обучения.

В 2020 году наша республика отметила  100-летие образования Чувашской автономной области. Мы по праву гордимся  ратными подвигами и трудовой доблестью многих поколений земляков, их весомым вкладом в сбережение богатейшего исторического, культурного, духовного наследия нашего многонационального Отечества.

 Сегодня конференцию мы проводим на базе Сосновской основной школы им. Николая Васильевича Никольского. Великий педагог – просветитель, наш земляк. Всю свою жизнь он посвятил изучению родного чувашского языка, национальной культуры. Наша с вами задача сохранить язык, традиции, обряды и передавать их из поколения в поколение. Прививать у детей любовь к малой родине, проводить мероприятия на чувашском языке. Большую работу в данном направлении ведет Калайкасинская средняя школа им.А.Г.Николаева. На их базе реализуется республиканский проект «Чаваш ачи чавашах». Администрация образовательной организации подготовила проект, защитила его в Чувашском республиканском институте образования и получила поддержку. Ежегодно со всей республики приезжают учителя и обучающиеся  для проведения мастер-классов, обмена опытом. В образовательных организациях разработать дорожную карту по сохранению и развитию чувашского языка  и национальной культуры.

В воспитательной работе эффективно использовать  краеведческий материал образовательных организаций  с целью воспитания уважения к культуре и истории родного края. Всего в районе 11 школьных музеев, из них: историко-краеведческих -7,  краеведения и экология леса  -1, исторический -3.  4 школьных музеев  прошли паспортизацию.

Школа всегда решала проблему оказания помощи своим ученикам в выборе профессии.  В проекте «Успех каждого ребенка» заложены технологии для самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся.  21 школа зарегистрирована на портале «ПроеКТОриЯ». В 2020 году 725 обучающихся 8-11 классов приняли участие во Всероссийских открытых онлайн-уроках. 

В целях развития навыка осознанного выбора направления своего развития учащихся 6 – 11-х классов общеобразовательных организаций и предоставление им рекомендаций по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями реализуется проект «Билет в будущее». По состоянию на 25 августа на платформе проекта зарегистрировались 346 человек. Участие в разрезе образовательных организаций представлено на слайде.   Охват обучающихся данным проектом составляет 21 процент от общего количества обучающихся 6-11 классов. В 2020-21 учебном году активизировать данную работу и пройти регистрацию до показателя 50 процентов.

Особая роль отводится в рамках воспитательной работы учреждениям дополнительного образования детей.

В районе функционируют 4 учреждения дополнительного образования: Дом детского творчества, Станция юных техников, Детская школа искусств имени Ф.С. Васильева, спортивная школа «Сывлӑх». Лицензию на реализацию дополнительных образовательных программ имеют Калайкасинская, Нискасинская, Юськасинская средние школы и детский сад «Родничок». 81,8% детей в возрасте от 5 до 18 лет охвачены дополнительным образованием. В учреждениях дополнительного образования реализуются 119 программ по различным направлениям. Содержание образовательных программ дополнительного образования позволяют удовлетворить многообразные познавательные и творческие потребности детей. В прошлом учебномгоду успешно реализовались программы дополнительного образования детей «Роботехника», «Шахматы».

На базе станции юных техников создан муниципальный (опорный) центр дополнительного образования детей.

В рамках реализации проекта «Успех каждого ребенка» внедрена система персонифицированного финансирования и учета детей в дополнительном образовании и общедоступного навигатора по дополнительным общеобразовательным программам, который помог семьям выбрать те из них, которые отвечают запросам и уровню подготовки детей с разными образовательными потребностями и возможностями. В 2019 году выдано 968 сертификатов на общую сумму  более 1,8 рублей.

Основным структурным элементом воспитательной системы школы является класс. В прошлом учебном году было 231 класс – комплект, соответственно  столько же было классных руководителей. На классного наставника   возлагается особая ответственность - это  воспитательная работа с детьми.  Все классные руководители имеют высшее педагогическое образование. Около 5 процентов из них имеют стаж работы до 5 лет. В целях оказания методической помощи, диссеминации накопленного опыта в районе функционирует методическое объединение, во всех школах действуют школьные методические объединения классных руководителей.

Реализация приоритетного национального  проекта «Образование» позволила нормативно закрепить статус классного руководителя.

В последнем ежегодном послании к Федеральному собранию Президент России подчеркнул, что с сентября 2020 будет начисляться доплата классным руководителям из госбюджета. Размер доплаты составит 5 000 рублей. Кроме этого за классными руководителями сохранятся ежемесячные денежные вознаграждения регионального и местного уровней.

В 2020 году в плановом назначении на указанную выплату предусмотрено 6041,3 тыс. рублей из федерального бюджета.

 В целях трансляции инновационных педагогических технологий, создания системы моральной и материальной поддержки. С 2005 года проводится конкурс на определение лучших классных руководителей «Самый классный классный». За последние три года на районном этапе   активно принимали участие  следующие представители школы: Моргаушской, Б.Сундырской, Ильинской, Калайкасинской, Чуманкасинской, Сятракасинской, Тораевской, Юнгинской, Шатьмапосинской.  Плохо работа поставлена  в Б.Карачкинской и Шомиковской  школах. В прошлом учебном году на районном этапе профессионального конкурса приняли участие ­­­­– только 12  классных руководителей.   На республиканском этапе профессионального конкурса «Самый классный классный» честь района защищала Панова Ирина Михайловна, классный руководитель 4 класса Моргаушской средней школы.  

Классный час является одной из форм воспитательной работы и взаимодействия учеников друг с другом и с классным руководителем. Это способ общения наставника с воспитанниками, позволяющий устанавливать связь, налаживать эффективное взаимодействие, поддерживать коллективный дух и сплочённость одноклассников, а также выявлять и решать текущие актуальные проблемы. Классным руководителям ответственно и качественно проводить классные часы.

Традиционно в районе среди средних школ проводится спартакиада по военно-прикладным видам спорта. В рамках указанной спартакиады проводилось 10 соревнований, с участием более тысячи детей. По итогам 2019-2020 учебного года победителями стали Моргаушская и Москакасинская школы, призерами Б.Сундырская, Нискасинская. Шатракасинская, Акрамовская  школы. Примите искренние поздравления.

Результативность работы непосредственно связано с квалифицированными кадрами и имеющейся материально-технической базой образовательных учреждений. Внеучебные достижения учащихся характеризуются активностью участия в различных конкурсах, соревнованиях, конференциях и результатами выступления. Предметные олимпиады являются одной их оценочных процедур, позволяющих выявить отдельные характеристики качества образования. В 2019-2020 учебном году на муниципальном этапе предметных олимпиад школьников приняло участие 1291 человек, из них 204 стали призерами, 102 победителями. На республиканском этапе Всероссийской предметной олимпиады школьников по 21 предмету  участвовали 25 обучающихся  района, из них Ефанова Екатерина, ученица Моргаушской средней школы  стала победителем по мировой художественной культуре, Иванов Егор, ученик 9 класса Юськасинской средней школы стал призером по праву, Ягушова Хрисия, ученица 9 класса Моргаушской средней школы – призер по литературе, Семенова Елена, ученица 10 класса Б.Сундырской средней школы им. Верендеева – призер по истории.  Рейтинг призеров определился  по следующим школам: Моргаушская -2, Б.Сундырская -1, Юськасинская -1. На региональной олимпиаде по культуре родного края, чувашскому языку и литературе приняло участие 7 обучающихся, из них 2 человека из Б.Сундырской средней школы им. Верендеева стали призерами: это Кудряшов Михаил, Васильева Полина учащиеся 9 класса.

Выражаю слова благодарности учителям – наставникам, подготовившим победителей и призеров: Тихонову Владиславу Ивановичу, Федоровой Эмме Михайловне, Ефановой Елене Николаевне, Ефанову Олегу Даниловичу, Семенову Игорю Вячеславовичу, Варюхиной Надежде Владимировне.

Одним из показателей эффективности работы классного руководителя, педагогического коллектива образовательного учреждения  является  отсутствие  детской преступности.

На территории Моргаушского района за 7 месяцев 2020 года среди несовершеннолетних зарегистрировано 1 преступление с участием 1 несовершеннолетнего, в 2019 году зарегистрировано 3 преступлений с участием 5 несовершеннолетних. Снижение преступности среди несовершеннолетних составляет 66,7%.  В 2019 году преступления совершили 2 обучающихся Ильинской СОШ, в 2020 году - 1 обучающийся Чуманкасинской СОШ.

Особого внимания к себе требуют семья, состоящие на учете или на контроле в комиссии по делам несовершеннолетних. На 01 августа 2020 г. на учете состоят 23 семьи, в них воспитывается 46 несовершеннолетних, на контроле 76 семей, детей в них 164.  Классные руководители совместно с субъектами профилактики должны систематически вести профилактическую работу с родителями и детьми указанных семей.  

Обучение здоровому образу жизни, формирование ценности здоровья в представлениях подрастающего поколения – актуальная задача детского сада,  школы, учреждений дополнительного образования. Образовательные учреждения должны помочь ребенку понять, что здоровье – это ценность, а главным резервом здоровья человека является его образ жизни, а также дать детям  необходимые знания, помочь сформировать навыки ЗОЖ. Задачи школы при подготовке ученика к самостоятельной жизни предполагают формирование у школьника культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни.

2 сентября текущего года в общеобразовательных школах классные руководители совместно с медицинскими работниками должны  провести урок здоровья. 

Вопросам организации питания школьников в последние годы  уделяется  повышенное внимание. По итогам прошлого учебного года двухразовым горячим питанием охвачено 98 процентов детей. Ведется целенаправленная работа   по укреплению и обновлению  материально-технической базы пищеблоков  образовательных учреждений. На проведение ремонта пищеблоков и столовых из местного бюджета израсходовано более 600 тыс. рублей, осуществляется поставка технологического и холодильного оборудования Минобразованием Чувашии.

С 01 сентября текущего года будет организовано бесплатное  горячее питание для обучающихся 1-4 классов. В плановом назначении  предусмотрена субсидия из разных уровней бюджета в сумме 5,848 млн. рублей. Общеобразовательные школы должны организовать качественное  полноценное питание, согласно двухнедельному меню из расчета 52,36 рублей на одного ученика в день.

Завершая доклад,  хочу отметить, что ключевой фигурой воспитания остается педагог, который своим личным примером формирует компетентного, востребованного современным обществом человека. Эта мысль неоднократно звучала в докладе министра образования и молодежной политики Чувашской Республики Сергея Яковлева на республиканской конференции работников образования. Педагог является носителем культуры, знаний.

В 2020 г. мы отметили 75-летний юбилей победы в Великой Отечественной войне. В Год памяти и славы Российской Федерации традиционный всероссийский урок 1 сентября будет посвящен 75-летию Великой Победы.

Уважаемые коллеги, в конце своего выступления хочу выразить огромную благодарность, всем Вам за достигнутые результаты в прошлом учебном году, за качественную  подготовку образовательных учреждений к новому 2020-2021 учебному году, за верность к профессии. Пусть в предстоящем учебном году ваш учительский талант сможет реализоваться в полной мере, хороших, добрых, творческих вам учеников!