Доклад начальника отдела образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации оргашского района «Перспективы развития системы образования Моргаушского района в свете реализации национального проекта «Образование»

Доклад «Перспективы развития системы образования Моргаушского района в свете реализации национального проекта «Образование»

 

Добрый день  уважаемые участники конференции, гости и приглашенные!

 

Каждый предстоящий учебный год является тревожным и волнительным  для всех участников образовательного процесса. 2019-2020 учебный год будет отличительным  от всех остальных тем, что мы переходим в активную фазу   реализации национального проекта «Образование». Он включает в себя восемь региональных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого» и «Социальная активность».  Отмечу, что в 2018 году Президент России Владимир Владимирович Путин подписал  национальный проект «Образование». Успешная реализация проекта позволит к концу 2024 года нашему  государству войти в  число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования за счет обеспечения глобальной конкурентоспособности образования, воспитать гармонично развитую и социально ответственную личность, которая соответствует образовательному идеалу XXI века. За ближайшие шесть лет необходимо создать современную инфраструктуру, подготовить компетентных специалистов, обновить содержание образования, внедрить эффективные механизмы управления в системе образования. На реализацию нацпроекта «Образование» из бюджетов разных уровней  выделено 784,5 миллиарда рублей.

В этом году подписаны соглашения между Министерством образования Чувашии и администрацией Моргаушского района, определены обязательства сторон, показатели и результаты региональных проектов по муниципалитету, назначены ответственные лица.

В докладе акцент будет сделан на состояние системы образования Моргаушского района и дальнейшие перспективы ее развития в рамках участия в региональных проектах.

Целью проекта «Современная школа» является обновление содержания и технологий преподавания общеобразовательных программ.

В двух средних школах района – Б.Сундырская и Юськасинская будут созданы центры образования гуманитарного и цифрового профилей «Точка роста».  Они направлены на формирование современных компетенций и навыков у обучающихся, в том числе по учебным предметам «Технология», «Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности». В образовательных организациях определены помещения, в них проведены капитальный ремонт. В летний период учителя технологии, информатики и преподаватели – организаторы ОБЖ указанных школ прошли учебу. В ближайшее время будет поставка оборудования.

Администрацией района ведется работа по проектированию здания Кашмашской основной школы на 108 ученических мест. Строительство данного  объекта  запланировано на 2020-2021 годы  в рамках государственной программы Чувашской Республики «Развитие образования».

Следующий региональный проект «Успех каждого ребенка»  направлен на приоритет развития и самоопределения детей и молодежи.  Основным показателем реализации данного проекта является охват детей от 5 до 18 лет дополнительным образованием. Напомню, что в конце  2015 года стартовал проект в области информатизации образования — ГИС КОНТИНГЕНТ.  В системе ведется учет  детей, охваченных дополнительным образованием. В прошлом учебном году охват составил -75 процентов. В целях  удовлетворения  инди­видуальных социокультурных и обра­зовательных потребностей  детей  в районе сохранена сеть учреждений дополнительного образования. В Калайкасинской, Юськасинской, Нискасинской средних школах и детском саду «Родничок»  Кадикасинского сельского поселения имеются лицензии на реализацию дополнительных образовательных программ. В настоящее время  ряд образовательных организаций ведут работу по переоформлению лицензии на получения разрешения на дополнительное образование.  Параллельно шла работа по внедрению регионального Навигатора дополнительного образования, направленной на  информирование родителей о доступных им и их детям программах дополнительного образования, упрощение процедуры подачи заявки на запись ребенка на обучение, автоматизацию и унификацию процедур сбора информации о реализуемых организациями программах дополнительного образования.

Информатизация образования напрямую связана с реализацией программы  «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р.  

Подчеркну, были  и остаются сложности по внедрению указанных программ, как у руководителей, так и у педагогов дополнительного образования. Не желание воспринимать нововведения самими директорами и педагогами учреждения дополнительного образования не позволило выявить реальную картину охвата детей дополнительным образованием. 

В текущем учебном году доля детей в возрасте от 5 до 18 лет охваченных дополнительным образованием  должна составить не менее 77 процентов. Программа ГИС «Контингент» устроена так, что один ребенок не зависимо от количества заявленных кружков учитывается только один раз. Анализ соотношения исполнения муниципального задания и регистрация в ГИС Контингенте показал, что станция юных техников, детская школа искусств им.Ф.Васильева, дом детского творчества выполнили свои показатели. Однако, спортивная школа «Сывлах» из 674 воспитанников включила в систему только 424, т.е. 33 процента неисполнение. В новом учебном году, в рамках внедрения целевой модели развития  региональной системы дополнительного образования, пройдет переход на персонифицированное финансирование. Согласно произведенным расчетам 968 детей получат сертификаты на дополнительное образование. Ребенку выдается только один сертификат.

Проектом предусмотрено участие обучающихся в открытых онлайн -уроках с учетом цикла «ПроеКТОориЯ», направленных на раннюю профориентацию. В новом  учебном году участников данного мероприятия должно быть не менее 1260 обучающихся. В результате 450 детей должны получить рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями. Минобразованием Чувашии планируется расширение сети детских технопарков «Кванториум». Заместителям руководителей школ при разработке учебных образовательных программ запланировать посещение обучающимися технопарков в рамках организации внеурочной деятельности, профориентационной работы и построения индивидуального учебного плана. Отмечу, что с 2018 года в Чувашии реализуется проект «Билет в будущее», направленный на раннюю профориентацию школьников 6-11 классов.

Обновление материально-технической базы позволяет создать современную образовательную среду.  Более 3 млн. руб. из бюджетов разных уровней направлены на проведение капитального  ремонта спортивных залов Шатьмапосинской и Тораевской школ.

Целью регионального проекта «Учитель будущего» является внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников. К концу 2024 года доля учителей образовательных организаций района, вовлеченных в указанную систему должна быть  50 %.  Важным  элементом  национальной системы профессионального роста является механизм независимой оценки профессиональной квалификации. Данная процедура позволит  установить  соответствия опыта, знаний, умений и навыков работника требуемому уровню квалификации. За последние два года педагогическим работникам предлагалась добровольная сертификация. Однако наши учителя игнорируют данную процедуру, поскольку они проходят аттестацию, которая также определяет уровень соответствия профессиональным требованиям. Педагогические работники района отказываются проходить двойную процедуру оценки. Тем не менее,  к концу реализации проекта мы должны обеспечить участие не менее 10 процентов педагогических работников  системы общего и дополнительного образования детей в прохождении добровольной независимой оценки профессиональной квалификации.  В плане реализации проекта запланирована апробация комплекса мер для непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников, в том числе на основе использования современных цифровых технологий, участия в профессиональных ассоциациях, программах обмена опытом и лучшими практиками, привлечения работодателей к разработке и реализации программ дополнительного профессионального образования педагогических работников, в том числе в форме стажировок. Особое внимание будет уделено профессиональному становлению педагогов, привлечение молодых и амбициозных специалистов в образовательные организации, развитию наставничества, которые обеспечат повышение качества российского образования. С 1 июня 2020 г. в Чувашской Республике запланировано внедрение системы аттестации руководителей общеобразовательных организаций, которая позволит сформировать эффективную систему отбора кандидатов на должность руководителей общеобразовательных организаций, а также систему кадрового резерва руководителей;  повысить эффективность образовательной, финансово-хозяйственной, организационной деятельности общеобразовательных организаций через разработку и реализацию программ развития образовательной организации; подтвердить соответствие уровня квалификации руководителей общеобразовательных организаций требованиям, предъявляемым к занимаемой должности.

Успешное внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников позволит нам безболезненно перейти на профессиональные стандарты. 

Важнейшей задачей руководителя общеобразовательной школы является создание условий для реализации образовательных программ, в том числе и обеспечение кадрами. Сегодня в школах востребованы учителя иностранных языков, русского языка и литературы. На федеральном уровне проводится работа по подготовке  нормативно-правовых актов по реализации программы «Земский учитель». На уровне Минпросвещения России будет издан приказ об утверждении количества единовременных компенсационных выплат предоставляемых в календарном, начиная с 2020 года, году учителям в рамках реализации программы. Количество выплат каждому субъекту Российской Федерации будет рассчитываться с учетом количества обучающихся в образовательных организациях, расположенных в сельских населенных пунктах.

Создание современной и безопасной цифровой образовательной среды обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций, будет осуществляться в рамках регионального  проекта «Цифровая образовательная среда». Для этого необходимо обновить информационно-коммуникационную инфраструктуру, подготовить  кадры в области современных технологий электронного обучения. К концу 2024 года ставится задача по обеспечению Интернет-соединением со скоростью соединения 50-Мб/с (МегаБит) в секунду для школ в сельской местности,  а также гарантированным Интернет – трафиком.

 Сегодня все образовательные организации района  имеют официальные сайты в сети «Интернет», но не всеми своевременно осуществляется информационное наполнение, это мешает обеспечить открытость и общедоступность информационных ресурсов.

Для 90 процентов обучающихся района по программам общего образования, дополнительного образования для детей будет формироваться цифровой образовательный профиль и индивидуальный план обучения с использованием федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды. Учителям –предметникам активно использовать в своей деятельности интерактивные формы обучения на платформе Учи.ру.

Проблема создания условий для повышения компетентности родителей обучающихся в вопросах образования и воспитания, в том числе для раннего развития детей в возрасте до трех лет путем предоставления услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей будет решаться за счет реализации регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей».

В республике приказом Минобразования Чувашии создан 31 консультационный центр. Куратором за оказания вышеназванных услуг является Центр образования и комплексного сопровождения детей Минобразования Чувашии, который будет также оказывать выездные консультации. Кроме этого в районе функционируют два консультационных пункта в детских садах «Путене» с.Моргауши и «Малыш» д.Одаркино. Также в структуре отдела имеется центр диагностики и консультирования «Доверие». Нам необходимо укомплектовать его компетентными специалистами. Гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей,  помощь оказывает сектор опеки и попечительства администрации района.   К 2024 году количество услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи, предоставленных родителям детей или законным представителям должно быть не менее 7,5 тыс. единиц. При этом 85 процентов граждан должны положительно оценить качество предоставленных услуг. Качество предоставляем услуг,  зависит от компетентности педагога. Следовательно, нужно предусмотреть непрерывное образование работников системы образования. В образовательной организации должны  вести мониторинг и качество оказанных услуг на основе журнала регистрации обращения родителей или законных представителей. Из 21 общеобразовательной школы района 14 относятся к малокомплектным. Бюджет организаций  не позволяет вводить бесконечное число штатных единиц. Для реализации ФГОС в трех учреждениях имеются штаты педагога –психолога, в одиннадцати – социальные педагоги, в одной – учитель-логопед. Из тринадцати детских садов в трех работали  учителя –логопеды. В связи с увеличением количества детей, нуждающихся в логопедической помощи с 1 сентября текущего учебного года в 10 школах и в 7 детских садах будут введены штаты учителя – логопеда.

Поддержка семей, имеющих детей подразумевает наличие доступной сети образовательных организаций. В районе   система дошкольного образования представлена 13 детскими садами и 19 дошкольными группами в 13 общеобразовательных школах. На 1 августа 2019 года в муниципалитете проживает 2387 детей дошкольного возраста, из них 1557 детей охвачены дошкольным образованием. В электронной очереди на получение места в детский сад числится 292 ребенка. В разрезе возрастов следующая картина: до одного года - 73; от 1 до 1,5 лет -58 , от 1,5 до 2 лет - 96, от 2 до 3 лет -65.   В текущем году, в связи с признанием строительных конструкций здания детского сада «Колокольчик» ограниченно работоспособным пришлось временно приостановить деятельность детского сада. В целях удовлетворения потребности детей дошкольными образовательными услугами принято ряд мер по недопущению социального напряжения, а именно  открывается  одна дополнительная дошкольная группа в Москакасинской средней школе, открыта группа и ведутся ремонтные работы по открытию второй группы в детском саду «Золушка». Доукомплектовываются группы в других детских садах при наличии свободных мест. Рассматривая демографическую ситуацию в районе можно отметить снижение рождаемости детей. Данный факт свидетельствует также и о снижение численности населения в районе. На слайдах вы  можете это увидеть. Снижение численности детей дошкольного возраста также неизбежно ведет  к оптимизации существующей сети образовательных организаций, реализующих дошкольные образовательные программы.

В трех общеобразовательных школах района функционируют группы кратковременного пребывания, в списках числится десять и более детей, фактически посещаемость составляет 3-4 ребенка. Руководителям образовательных организаций совместно с методистами отдела провести разъяснительную работу с родителями и внести предложения о целесообразности функционирования групп. К новому учебному году все дошкольные образовательные организации укомплектованы квалифицированными педагогическими кадрами. Особого внимания в организации образовательного процесса требуют дети с ограниченными возможностями здоровья, для них необходимо создать соответствующие условия. В прошлом учебном году дошкольное образование получали  11 детей-инвалидов, 12  детей с ограниченными возможностями здоровья.

Немаловажным является построение поликультурной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения,  создание мультикультурного образовательного пространства; необходимо искать новые технологии воспитания и развития детей. В тоже время сохранение родного языка, традиций и обрядов чувашского народа требует от педагогических работников воспитать патриота родины. Сегодня на одной из  дискуссионных площадок рассматривали «Методические рекомендации для образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, по организации работы по выбору языка образования и языка изучения родителями».

К сожалению, приходится констатировать, что  большинство дошкольных образовательных организаций находятся в режим функционирования. В 2019 году ни детский  сад, ни школы района не участвовали в конкурсе на грант  Главы Чувашской Республики.  В настоящее время в районе  немало образовательных организаций, на базе которых открытии республиканские стажерские площадки, являются пилотными  площадками  по реализации региональных проектов.  

Как было озвучено на республиканской конференции в докладе министра Сергея Кудряшова для определения качества работы дошкольных образовательных организаций будет введена шкала ЕСЕRS.

 Повышается спрос родителей к образовательным программам основного и дополнительного образования.  В настоящее время востребованными являются развитие интеллектуальных, творческих способностей детей.   Следовательно, руководителям дошкольных образовательных организаций необходимо расширить спектр предоставляемых услуг как за счет бюджетных, так и за счет внебюджетных источников. 

Не следует упускать из виду вопросы преемственности между дошкольным и младшим школьным возрастом. По результатам заседания  республиканской психолого-медико-педагогической комиссии в Моргаушском районе вынесено заключение по подготовке детей дошкольного возраста не достигших школьного возраста к обучению в первом классе.  Не все дети, прошедшие  через комиссию допущены к обучению в школе в более раннем возрасте. Некоторые из них не владеют определенными знаниями, присущему ребенку 5-6 лет, психологически не подготовлены. Воспитателям необходимо качественно реализовать ФГОС дошкольного образования и подготовить дошкольника к освоению программ начального уровня  обучения в школе.

20 августа прошло пленарное заседание конференции работников образования Чувашской Республики по теме «Качество образования: вызовы и перспективы национального проекта «Образование». Показателями качества работы образовательных организаций являются достижения обучающихся. Каждый уровень образования завершается независимой оценкой качества образования. Начальный уровень образования завершается проведением Всероссийских проверочных работ. В 2019 году в ВПР участвовало 328 обучающихся 4 классов. Дети проходили испытания по трем предметам: русский язык, математика, окружающий мир. Очень важно для детей младшего школьного возраста освоение программы начального уровня, так  как дальнейшая успеваемость в следующем уровне зависит напрямую от этого. Мы не констатировали результаты ВПР на районном уровне, так как это информация  для работы внутри образовательной организации  и принятия управленческих решений администрацией школы. Считаю  необходимым озвучивание результатов Всероссийской проверочной работы  района по итогам 2018-19 учебного года. Из 328 обучающихся математику сдали на  «5»  32,6 процента (ЧР-41,9%), на «4» - 50,6 процента (ЧР-41,3%), на «3» - 15,9 процента (ЧР- 15,4%), не справились -0,91 процента (ЧР-1,5%); русский язык на «5» написали 24,7 процента (ЧР-24,6%), на «4»- 47,9 процента (ЧР-47,1%), на «3»-25,6 процента (ЧР-24,1%), не справились – 1,8 процента (ЧР-4,2); окружающий мир  на «5» написали 22,6 процента (ЧР-23,9%), на «4»-61,3 процента (ЧР-56,7%), на «3»-15,5 процента (ЧР-18,7%), не справились -0,61 процента (ЧР-0,57%).

Основной уровень образования завершается государственной итоговой аттестацией в форме основного государственного экзамена. В 2018-2019 учебном году к аттестации было допущено 277 обучающихся, 4 – не допущены из-за  не освоении программ. Доля выпускников успешно сдавших все экзамены ОГЭ составляет 97,83 процента (ЧР-92,22%), в прошлом году этот показатель был 91,13 процента (ЧР-91,06%). По обязательным экзаменам: успешно сдали русский язык 99,63 процента (ЧР-98,77%), математика – 98,51 процента (ЧР –(94,36%).  По основному этапу экзамена 6 человек или 2,2 процента не смогли получить аттестат об основном образовании. Им предстоит пересдать экзамены в дополнительные (сентябрьские) сроки. Ежегодно мы анализируем популярные по выбору обучающихся предметы. В прошлом учебном году в пятерку  лидеров попали следующие предметы: обществознание и география -43,12 процентов, средний балл 3,72 (ЧР-3,53) и 4,01 (ЧР-3,73) соответственно;  информатика и ИКТ – 36,06 процентов, средний балл -3,95 (ЧР-3,81); чувашский язык – 28,25 процента, средний балл-4,17 (ЧР-4,07);  биология – 21,93 процента, средний балл -3,51 (ЧР-3,57).  

Качество образования среднего уровня образования определяют государственной итоговой аттестацией в форме единого государственного экзамена. В прошлом учебном году  процедуру ЕГЭ прошли 154 выпускника 11 класса. Все они получили аттестат о среднем образовании, в том числе 32 обучающихся получили аттестат о среднем образовании с отличием.

Образовательную и трудовую траекторию выпускников 9 и 11 классов 2018-2019 учебного года можно увидеть на слайде.

В прошлом веке Российская Федерация считалась  самой читаемой страной. Сегодня мы сталкиваемся с серьезной проблемой: современные дети не любят читать, на что жалуются родители и учителя. Замечу, что без чтения нет человека, нет личности. Именно  книга стала тем незаменимым инструментом, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки. Одна из наиглавнейших причин – это причина семейная и педагогическая. Министерство образования Чувашии в 2019-2020 учебном году запускает проект «Читающая Чувашия». Прошу администрации образовательных организаций разработать план по реализации данного проекта.

Сфера образования является перспективным, так как она работает на будущее. Сегодняшние школьники и дошкольники осознанную жизнь будут проживать лет через 30-40. Жизнь общества будет зависеть от того насколько личность, воспитанная нами сегодня будет соответствовать требованиям будущего времени. Она для государства является приоритетной, так как от объема вклада в нее зависит успешность развития государства в целом. В 2018 году на функционирование сферы образования района  было выделено 440128,4 тыс. руб. В 2019 году запланировано 447410,6 тыс. руб., в том  числе  средства федерального бюджета 1983,4 -тыс.руб., республиканского бюджета 313236,8 тыс.руб., местного бюджета –94435,8 тыс.руб., внебюджетные источники – 37754,6 тыс.руб.

Для улучшения  материально-технической базы образовательных организаций  за счет средств республиканского бюджета Минобразование Чувашии до конца 2019 года поставит в детские сады оборудования для пищеблоков, в школы компьютеры. Для развития инженерно-проектной деятельности школьников в 14 школ района  поступило оборудование по  робототехнике.

В рамках реализации образовательного проекта  "Наука в школу" поступило лабораторное  оборудование по физике в Моргаушскую среднюю школу. Увеличивается количество  выпускников, сдающих экзамены по физике. В прошлом учебном году 38 процентов (2017-2018 уч.г. – 30,94%) выпускников сдавали по выбору указанный предмет. Однако результаты желают лучшего. Средний балл ЕГЭ по физике составил 53,29 (2017-2018 уч.г. – 50,88).  Руководителям образовательных организаций направлять учителей физики на курсы повышения квалификации для улучшения профессиональных знаний.

Реализация регионального проекта «Образование» направлено на выявление, поддержку  и развитие способностей и талантов у детей и молодежи. В прошлом учебном году на муниципальном этапе Всероссийской и региональной олимпиад школьников приняло участие 1335 детей 7-11 классов, на региональном этапе - 46. Победителем республиканского этапа стал 1 участник, призерами стали 8 участников по 7 предметам, из них 2 -  из Моргаушской, 4- из Б.Сундырской, по одному - из Сятракасинской, Москакасинской и Юськасинской школ. Эффективность участия на Региональном этапе составила 15,2 процента. Победителем Международной олимпиады по чувашскому языку стал один ученик. Администрации школы совместно с учителями – предметниками пересмотреть систему подготовки обучающихся к олимпиадам, активнее использовать базу имеющихся в республике «Кванториумов», Дома научной коллаборации им. Абрукова Чувашского государственного университета им. Ульянова, направлять детей на профильные смены, летние и заочные школы.

Мы с вами живем в веке  информации и информационных технологий. Без компьютера, гаджетов, смартфонов не представляем себе жизни. Однако всемирная сеть уже для наших детей не безопасен. В эпоху социальных сетей нам взрослым надо учить подрастающее поколение ориентироваться в огромном потоке информации. Оберегать наших детей от деструктивного воздействия Интернет-среды. В образовательных организациях уделять внимание цифровой гигиене, данный вопрос рассматривать как с детьми, так и с родителями.

Ключевой задачей регионального проекта «Социальная активность является развитие добровольчества (волонтерстов), развитие талантов и способностей у детей и молодежи путем поддержки общественных инициатив и проектов. К 2024 году необходимо вовлечь 15 процентов граждан в добровольческую (волонтерскую) деятельность, 45 процентов молодежи – в творческую деятельность. В деятельность  общественных объединений на базе образовательных организаций к 2024 году планируется вовлечь более 1200 детей.

В завершении доклада хотелось бы выразить слова благодарности Министерству образования и молодежной политики Чувашии, главе администрации района Ростиславу Николаевичу Тимофееву, главе района Игорю Васильевичу Николаеву, депутатскому корпосу за оказанную поддержку в решении вопросов развития системы образования Моргаушского района. Ваше непосредственное участие позволяет привлечь инвестиции для создания современных условий в детских садах, школах, учреждениях дополнительного образования и внедрять инновационные практики.

За хорошую подготовку к новому учебном году выражаю благодарность коллективам Чуманкасинской, Ярабайкасинской средних школ, Б.Карачкинской, Шатракасинской основных школ, детских садов «Путена», «Мечта», «Василек», «Радуга», «Малыш», «Рябинушка».

  Уважаемые коллеги, мы стоим на пороге нового 2019-2020 учебного года. Его успешность зависит от каждого из нас. Надеюсь на Вашу активную гражданскую позицию. Благодаря Вашему кропотливому труду в районе будут успешно реализованы региональные проекты в сфере образования, что в конечном итоге приведет к новому качеству жизни. Спасибо Вам за преданность к профессии, за личный вклад  в успех каждого ребенка. Желаю здоровья, новых успехов, неиссякаемой энергии, веру в будущее, радости во всех начинаниях. Говоря словами министра Сергея Владимировича Кудряшова: «Девиз 2019-2020 учебного года –«Работаем без отстающих».