Доклад начальника отдела образования, молодежной политики, физической культуры и спорта и администрации Моргаушского района Дипломатовой З.Ю. «Повышение качества образования в условиях инновационной образовательной среды»

Доклад

начальника отдела образования, молодежной политики, физической культуры и спорта  и администрации Моргаушского района Дипломатовой З.Ю. «Повышение качества  образования в условиях  инновационной образовательной среды»

 

с. Моргауши                                                   25 августа 2017 года

Добрый день, уважаемые участники и гости конференции!

Приятно видеть  Вас на традиционной августовской педагогической конференции перед началом нового 2017-2018  учебного года. 

 Августовская педагогическая конференция – особая традиция, на которой анализируем и интерпретируем данные с целью выявления  состояния  и тенденции  развития системы образования Моргаушского района, рассматриваем  назревшие проблемы  и  предпринимаем меры для их решения. 

В жизни общества происходят глобальные изменения, которые ведут к появлению новых социально-экономических значимых ориентиров. Процесс социокультурной, политической и экономической модернизации страны связан с переходом к инновационному пути развития. Роль и значимость системы образования в важнейших инновационных преобразованиях общества уже неоспорима.

Динамика современных социальных процессов ставит перед системой образования новые задачи – осуществить постепенную реорганизацию процесса образования для формирования личности с высоким качеством мышления, творческими способностями, умениями и навыками самостоятельно приобретать знания и на их основе порождать новые, умеющего продуцировать и воплощать инновации. Все вышеперечисленное является важнейшим условием обеспечения жизнедеятельности общества в целом.

В Государственной Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года говорится о том, что ускорение перехода на инновационный путь развития приходится решать в условиях увеличения масштабов внешних и внутренних вызовов. С учетом Стратегии разрабатываются Государственные программы «Развитие образования», «Развитие науки и технологий», «Информационное общество», «Экономическое развитие и инновационная экономика»,. Среди основных задач Стратегия указывает на необходимость развития кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций. Решение данной задачи возможно путем «адаптации системы образования с целью формирования у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, а также формирование системы непрерывного образования». Особо подчеркивается, что «система образования на всех этапах, начиная с дошкольного, в части содержания и в части методов и технологий обучения (преподавания) должна быть ориентирована на формирование и развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности». В числе компетенций называются – способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, способность к критическому мышлению, способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно, готовность к работе в команде и высококонкурентной среде, владение иностранными языками.

Наиболее успешно формирование комплекса инновационных качеств и компетенций личности может быть осуществимо в инновационной образовательной среде школы.

Инновационная образовательная среда включает в себя образовательную, воспитательную и социальную среду, образуя новую систему: агент инноваций – педагог - ребенок. В такой среде должно выполняться главное отличительное свойство – а именно, инновационная образовательная среда суть проводник новшеств от агента инноваций через педагога к ребенку.

Наиболее актуальные вопросы развития инноваций, проблемы и пути их решения мы с вами обсуждали на секционных площадках в первой половине дня с участием представителей всех уровней образования. Руководители секций по итогам обсуждения представят нам предложения для принятия необходимых решений.

Сегодня нам надо найти ответы на многие вопросы: готовы ли наши образовательные организации к таким глобальным переменам? Имеют ли инновационные преобразования системный характер? В каком состоянии находится электронная информационная среда в образовательных организациях? Владеют ли наши педагоги методиками, позволяющими формировать так называемых «когнитивных работников» – «инженеров знаний» для цифровой экономики?

Нам предстоит продолжить работу по проблемам, обозначенным в муниципальной целевой программе «Развитие образования». В рамках данной программы запланирована работа по совершенствованию технологий и содержанию общего образования. Нам предстоит введение  в школах предмета астрономии и второго иностранного языка, подготовка к введению предметной области «Основы духовно-нравственной культуры России», курса «Этика и психология семейной жизни», модуля «Шашки», открытие агрокласса.

Последние годы большие вливания идут в систему образования района.  55 % (2016 г.-60,5%) от всего бюджета Моргаушского района направлено на нашу систему.

На реализацию мероприятий муниципальной программы Моргаушского района в 2017 году запланировано 412337 тыс.руб., в том числе за счет средств федерального бюджета 986,3 тыс.руб.. республиканского бюджета 276179,7 тыс.руб., местного бюджета – 91490 тыс.руб., внебюджетные источники – 43,680 тыс.руб.

Инновационные «точки роста» определены во всех сегментах муниципальной системы образования.

Начну с дошкольного образования. Указ Президента России по обеспечению стопроцентной доступности дошкольного образования детей от 3 до 7 лет в районе выполнен. Все дети обеспечены местами в дошкольных учреждениях.

Говоря о дошкольном образовании, мы не должны забывать, что для родителей важно не только предоставление места в детском саду, но и качество образовательной среды, и психологический комфорт в дошкольном учреждении. Это в том числе задача реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

В последнее время широко обсуждаются вопросы качества дошкольного образования, которое напрямую зависит и от качества квалификации воспитателей, и от качества методической работы, и от качества внутри детсадовского управления.

Развитие продуктивных видов деятельности осуществляется уже в дошкольном возрасте. В ряде дошкольных образовательных учреждений успешно закладываются основы технического творчества на занятиях по рисованию, лепке, конструированию. Техническое творчество в этом возрасте в первую очередь создает условия для сенсорного развития детей, развития воображения, мелкой моторики, воспитывает усидчивость и внимательность. В детских садах «Путене», «Солнышко» с. Моргауши  успешно реализуется модель исследовательского творчества, созданы лаборатории для опытов и экспериментов.

В 2017 году детский сад  «Путене» стал лауреатом-победителем Открытого публичного Всероссийского смотра-конкурса образовательных организаций. В октябре т.г. делегацию района приглашают в Москву для награждения.

Педагогам и родителям сегодня необходимо понимать, что главное в детском саду – не подготовка к школе, а формирование личностных качеств, раскрытие потенциала ребенка, привитие ему желания познавать новое, социализировать его в сложной окружающей среде.

Уважаемые коллеги! Еще раз обращаю ваше внимание на приоритеты нового учебного года в дошкольном образовании – это ликвидация очередности, осмысленное внедрение стандарта путем повышения качества работы педагогических кадров.

Самое большое количество изменений и инновационных проектов связано с системой общего образования.

Ведь система школьного образования у нас всегда отличалась восприимчивостью ко всему новому, мы одними из первых начинали апробацию ЕГЭ, создавали образовательно-культурные комплексы, ресурсные центры и базовые школы, запустили программу «Школьный автобус» и многое другое.

Инновационный характер образования – главное условие повышения качества современного образования. Для реализации поставленных задач образовательные организации Моргаушского района используют педагогические подходы и технологии, ориентированные не столько на усвоение учащимися знаний, умений и навыков, сколько на формирование такой модели инновационной образовательной среды и создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя.

В рамках республиканского проекта «Профильные инженерно-технические классы» в Моргаушской, Чуманкасинской, Юськасинской, Калайкасинской, Б.Сундырской средних школах открыты инженерные классы. Руководителям указанных учреждений необходимо наладить сотрудничество с высшими учебными заведениями и средними профессиональными образовательными организациями Чувашии в целях успешной предпрофильной, профильной подготовки учащихся.

Координатором развития профильных инженерно-технических классов является станция юных техников.  В инженерно-технических профильных классах реализуются программы «Техническое черчение», «Работа с технической документацией и научно-технической литературой», «Практические занятия по информатике и робототехнике», «Решение нестандартных задач по химии».

За последние два года команды Моргаушской средней школы под руководством Волкова Олега Константиновича участвовали на Всероссийских соревнованиях по робототехнике и занимали призовые места.

В сентябре 2017 года на базе Моргаушской средней школы планируется открытие  агрокласса при Чувашской государственной сельскохозяйственной академии. Старшеклассники будут проходить обучение по программам курсов, специально разработанных преподавателями академии совместно с Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики и Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики.

В 2017-2018 учебном году Минобразование Чувашии предлагает запустить новый республиканский проект по реализации интегрированных образовательных программ общего и профессионального образования «Çĕр хуçи». За основу проекта будут положены базовые позиции программ подготовки фермеров, хозяйки (хозяина) усадьбы.

Многие семьи, проживающие в сельской местности, имеют в собственности земли.

Однако нам, и школе, и органам власти, и семьям, и общественным институтам так и не удается сформировать у молодежи чувства хозяина на земле, чувства гордости за свою малую родину и ответственности за ее будущее! Реализация проекта должна начаться в школе, ребята параллельно должны обучаться в техникумах для получения необходимой специальности по эффективному использованию имеющей в собственности земли! Парадокс: имея в собственности землю, наши ребята не оценивают этот ресурс как ресурс благополучия, а воспринимают как нагрузку!

Продолжая тему подготовки кадров, хотела особо подчеркнуть, что самой эффективной формой популяризации профессий является участие в мировом движении «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс). Чувашия активно включилась в это движение 5 лет назад, успешно стартовала в республике программа профессиональной подготовки и профориентации школьников JuniorSkills. На базе «Эткера» создали координационный центр, в прошлом году провели I Региональный чемпионат по двум компетенциям.

Неотложной задачей в новом учебном году вижу создание в районе опорной площадки по развитию компетенций по формату JuniorSkills.

В ряде школ началась реализация проектов по моделированию развивающего пространства образовательной среды. Очень интересные удачные решения найдены в школах и детских садах, постепенно идет трансформация стандартных фойе, рекреаций, пришкольных территорий, столовых в мультифункциональные площадки для развития школьников.

Говоря о разнообразном спектре инновационного опыта школ республики, особо хотел бы остановиться на самом важном направлении - популяризация научно-технического творчества, стимулирование интереса детей и подростков к высоким технологиям и инновациям.

Создание современных условий для развития технического творчества детей и подростков становится особенно актуальным в связи с ускоряющимся внедрением в производство высоких технологий и обеспеченностью экономики района инженерно-техническими кадрами и рабочей силой, отвечающей современным квалификационным требованиям. Планы социально-экономического развития Моргаушского района предусматривают не только сохранение имеющейся базы предприятий, но и создание новых, современных производств. Экономика района потребует обеспеченности инженерно-техническими кадрами и рабочей силой, отвечающей современными квалификационным требованиям.

Основной проблемой в развитии технического творчества детей является нехватка педагогических кадров, имеющих базовую подготовку в области современных видов инженерно-технической деятельности.

Как отметили на республиканской конференции работников образования, логическим продолжением инженерного направления должен стать новый проект «От инженерных классов к цифровой школе двадцать первого века». Цифровые школы двадцать первого века появится в каждом крупном муниципалитете. И мы уже должны начать активную работу по популяризации среди школьников сложных технических профессий.

Обращаю особое внимание руководителей школ на активную популяризацию физики и информатики среди старшеклассников, нет необходимости лишний раз подчеркивать важность этих предметов в подготовке современных специалистов.

Единый государственный экзамен  сдавали 162 выпускника 11 классов. Традиционно наиболее популярными предметами по выбору являются обществознание, физика,  биология, химия. Выражаю благодарность тем учителям физики и химии, биологии, обществознания,  чьи ученики из года в год активно выбирают эти предметы и успешно их сдают! Понимаю, какой это непростой труд и ученика, и учителя!

Крайне непопулярным остается предмет информатика и ИКТ.  За последние два года ни один выпускник 11 класса не выбирает данный предмет. Вывод один, среди выпускников района технические специальности остаются не престижными. Руководителям образовательных организаций необходимо проанализировать профессиональную квалификацию учителей информатики и продолжить работу среди обучающихся по востребованности инженерных профессий на рынке труда.

Ситуация по девятиклассникам! В 2017 году в государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов участвовало 318 выпускников, справились лишь 232. Наиболее популярными предметами у девятиклассников являются обществознание, биология, география.  В прошлом году принята  муниципальная программа по развитию инженерного и технического творчества детей и молодежи Моргаушского района на 2016-2020 годы, в которой были определены индикаторы позитивных изменений реализации программы. Не достигли целевых показателей индикатора «Доля выпускников 9 классов, выбирающих ОГЭ по физике, химии, биологии, информатике и ИКТ», указанного в программе, по следующим предметам: физике (2017г. план. - 36,0%, факт – 28,4%), химии (2017 г. план. -16,4%, факт – 9,46%), биологии (2017 г. план. - 36,0%, факт – 31,55%), информатике и ИКТ (2017 г. план. - 6,7%, факт – 13,6%). Особого внимания заслуживает результаты основного государственного экзамена по математике. Доля выпускников, успешно сдавших математику выше «2» по району составляет 81,45% , по республике – 87,52%. Очень плохие результаты показали выпускники 9 классов Шатракасинской (28,6%), Адабайской (57,1%), Тораевской (62,5%), Акрамовской (62,5%). Надеюсь, что учителя математики подготовят своих детей к успешной сдаче экзаменов в дополнительные сентябрьские сроки.

Уважаемые директора школ, вы должны были провести глубокий анализ результатов экзаменов, выявить основные причины и принять управленческие решения, с целью предотвращения прошлых ошибок.  

В тоже время при равных  стартовых условиях обучающиеся 9 классов 5 школ сдали все экзамены успешно. Выражаю огромную благодарность администрации школы и педагогическому коллективу Орининской, Юськасинской, Ярабайкасинской, Б.Карачкинской, Сыбайкасинской школ.

Уважаемые коллеги!

Результат образования – это не только цифры успеваемости и баллы ЕГЭ, это способность ребёнка применить полученные знания и представить их в различных интеллектуальных состязаниях. Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады. Предметные олимпиады школьников являются в настоящее время одной из самых широко распространенных форм внеклассной и внешкольной работы, одним из видов дополнительного образования, а также являются важным фактором определения степени готовности школьника к профильному или углубленному изучению предметов.

В 2016-2017 учебном году 1367 учащихся общеобразовательных школ Моргаушского района приняли участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников, из них 119 стали победителями и призерами. 65 учащихся прошли по рейтингу на региональный этап Всероссийской олимпиады по 21 предмету. В региональном этапе победителями и призерами стали 9 участников: Илларионов Ярослав, ученик Моргаушской средней школы, победитель по ОБЖ, Ершова Эмилия, ученица Моргашской средней школы, призер по праву, Мокина Ульяна, ученица Б.Сундырской средней школы, призер по мировой художественной культуре, Лукин Александр, ученик Б.Сундырской средней школы, призер по ОБЖ, Потрякова Анастасия, ученица Москакасинской средней школы, призер по ОБЖ, Огнева Евгения, ученица Б.Сундырской средней школы, призер по ОБЖ, Спаскина Виктория, ученица Моргаушской средней школы, призер по обществознанию,  Васильева Люра,  ученица Нискасинской средней школы, призер по чувашскому языку и литературе, Тепеев Кирилл, ученик Юнгинской средней школы, призер по культуре родного края.

Разрешите выразить сегодня с этой высокой трибуны слова благодарности их наставникам: Львову  Владимиру Гурьевичу, преподавателю-организатору ОБЖ Моргаушской средней школы, Семенову Игорю Вячеславовичу, преподавателю-организатору ОБЖ Б.Сундырской средней школы, Иванову Юрию Юрьевичу, преподавателю-организатору ОБЖ Москакасинской  средней школы, Тимофеевой Галине Николаевне, учителю истории и обществознания Моргаушской средней школы, Матвеевой Светлане Михайловне, учителю русского языка и литературы Б.Сундырской средней школы, Осиповой Надежде Ивановне, учителю чувашского языка и литературы Нискасинской средней школы, Михалкиной Ирине Геннадьевне, учителю чувашского языка и литературы Юнгинской  средней школы.

Отрадно отметить, что учащийся Моргаушской средней школы Илларионов Ярослав удостоится защищать честь республики в заключительном этапе Всероссийской олимпиады по ОБЖ. Результаты учащихся напрямую зависят от целенаправленной подготовки к участию под руководством наставника, научного руководителя, от системности и непрерывности работы педагога.

Вчера, при встрече на подведении итогов социально-экономического развития Моргаушского района за 1 полугодие 2017 г. Глава Чувашской Республики М.В.Игнатьев поинтересовался результатами  Всероссийской олимпиады школьников. Оставил наказ на 2017-2018 уч.г. по увеличению численности победителей на региональном и Всероссийском уровнях олимпиады. 

Администрациям школ необходимо обратить внимание на необходимость совершенствования контроля качества школьных олимпиад и мониторинга дальнейших достижений победителей и призеров.  Считаю, что уровень подготовки обучающихся по математике, физике, информатике, программированию в действующих инженерных классах также должен отражаться в выступлениях учащихся в предметных олимпиадах. Необходимо также пересмотреть на муниципальном этапе систему оценивания работ и определения призовых мест.

В связи с этим, прошу всех руководителей общеобразовательных учреждений района активизировать работу с одаренными детьми в наступающем новом учебном году.

Нам необходимо обеспечить доступность образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, т.е.  инклюзивное образование. По состоянию на 1 сентября 2017 года в 19 школах в условиях инклюзии будет обучается 49 детей с ОВЗ, из них 26 являются детьми-инвалидами. 12 детей с ОВЗ получают обучение на дому, так как многим из них трудно передвигаться в силу своего диагноза.

Для обучающихся с ОВЗ созданы необходимые условия обучения. Разработаны и внедрены адаптированные основные общеобразовательные программы: 33 программы для  детей с нарушением интеллекта; 10 программ для детей с задержкой психического развития; 3 программы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, 2 программы для детей с нарушением речи.

Дети с ОВЗ нуждаются в специальных учебниках. Все дети, обучающиеся в школах, такими учебниками обеспечены.

В четырёх школах: Моргаушской, Большесундырской, Москакасинской, Калайкасинской оборудованы комнаты психологической разгрузки по программе «Доступная среда», где дети с ОВЗ получают необходимую психолого-педагогическую помощь.

Все заместители директоров по учебно-воспитательной работе прошли обучение по программе «Формирование Программы коррекционной работы образовательным учреждением в соответствии с требованиями ФГОС». За два прошедших учебных года все учителя будущих первых классов прошли обучение по программе  «Обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях введения и реализации ФГОС (инклюзивное образование)».

В текущем учебном году продолжится внедрение федерального государственного стандарта основного общего образования в 7 классах. Для этого поступили шесть наименований учебников через Минобразование Чувашии на сумму более 924 тыс. руб.  Остальные учебники закупаются за счет предусмотренных учебных расходов. Выделенных средств не достаточно для 100 процентной комплектации учебниками. Руководителям образовательных организаций необходимо проанализировать ситуацию по обеспечению учебниками обучающихся 1-6 классов  для последующего обмена между школами.

В одном из выступлений В.В. Путин подчеркнул: «Система образования должна строиться вокруг сильного, одарённого учителя. Такие кадры нужно отбирать по крупицам, беречь их и поддерживать». Одно из решений кадровой проблемы – это воспитание будущих учителей из своих выпускников и заключение с ними договоров в рамках целевого приема на педагогические специальности. Еще один путь решения проблемы подготовки педагогических кадров – открытие профильных педагогических классов и ранняя профориентация школьников на получение профессии педагога.

В системе  образования работает 678 педагогических работников, из них 437 учителя, 145 воспитателя, 96 педагогов дополнительного образования.  91,2% педагогических работников имеют квалификационные категории (по республике – ___%), из них высшую – 18,9%, первую – 67,8%. Доля учителей, имеющих стаж работы до 5 лет, – 9,8 %, доля учителей в возрасте до 35 лет – 21,5, учителей пенсионного возраста – 22,7 %. Средний возраст учителей – 47 лет.

Доля воспитателей, имеющих стаж работы до 5 лет – 11,6%, доля воспитателей в возрасте до 35 лет – 14,3% , воспитателей пенсионного возраста – 11,4%. Средний возраст воспитателей – 43,6 года.

Важным направлением совершенствования педагогических кадров является привлечение молодых специалистов  для работы в образовательных организациях. В рамках реализации муниципальной программы «Обеспечение кадрами хозяйствующих субъектов, функционирующих на территории Моргаушского района Чувашской Республики на 2017-2020 г.г.»  предусматривается заключение договоров со студентами  высших учебных заведений и назначении стипендии для последующего устройства  в сфере экономики района. На указанное мероприятие в местном бюджете 2017 предусмотрено 120 тыс. руб. Осенью текущего года планируется встреча со студентами ВУЗов  и заключение с ними договоров.

 Вытекает следующая проблема: проблема качества преподавания и эффективности педагогической деятельности, а также осмысленности и целенаправленности деятельности учителя.

Потребность в педагогических кадрах образовательных организаций до 2020 года показывает, что необходимость остаётся в учителях русского языка и литературы, математики, физики, химии, биологии, воспитателях детских садов. В связи с этим руководителям образовательных организаций необходимо прогнозировать потребность в кадрах и подбор будущих специалистов из числа талантливых выпускников с последующим их обучением по целевому направлению, продолжить работу по возрождению наставничества.

Основой современного учебно-воспитательного процесса школ является инновационная деятельность, нацеленная на создание максимально благоприятной среды для формирования педагога нового типа, способного к профессиональному росту, умеющего эффективно решать актуальные образовательные задачи.

 

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина является ключевой задачей современной образовательной политики и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Для обеспечения эффективного функционирования воспитательных систем, направленных на формирование у подрастающего поколения духовности, культуры, гражданской ответственности в республике реализуются ряд программ и проектов, в которых принимают участие наши обучающиеся и воспитанники.

Радуемся достижениям воспитанников военно-патриотических клубов «Родина» при Моргаушской средней школе, поискового отряда ВПК им.Шуйцева при Б.Сундырской средней школе. Третий год подряд район становится победителем Спартакиады юнармейцев  Чувашской Республики, победителем республиканского смотра конкурса военно-патриотических клубов Чувашской Республики.  На VI  Туриаде школьников Чувашской Республики район занял II место, это заслуга юных туристов Юнгинской средней школы  под руководством Сытина Александра Леонидовича.

Кадеты Моргаушской средней школы принимали на VI Всероссийском конкурсе «Смотр строя и песни. Марш Победителям!»,  приуроченный к 72-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, где стали победителями в своей возрастной категории, наставники – Рожкова Светлана Измайловна, Васильев Николай Поликарпович. По итогами республиканского смотра конкурса кадетских школ и общеобразовательных организаций, имеющих кадетские классы Моргаушская средняя школа заняла II место.

Сегодня хотелось бы отметить работу педагогов дополнительного образования.  За последние пять лет достигли больших успехов учреждения дополнительного образования. Это станция юных техников, под руководством Юлина Олега Юрьевича,  дом детского творчества – Рожкова Алевтина Владимировна, спортивная школа «Сывлăх» - Куликов Александр Николаевич, школа искусств – Григорьева Ольга Вячеславовна. Благодаря усердиям старших наставников воспитанники учреждения дополнительного образования  показали высокие результаты на Всероссийском и республиканском уровнях.

Слова признательности хотелось бы выразить главе администрации Моргаушского района Ростиславу Николаевичу за сохранение  и развитие технических кружков в станции  юных техников. Именно здесь раскрывается потенциал детей и молодежи через кружки «Картинг», «Авиамоделирование», «Судомоделирование», «Робототехника», начальное техническое моделирование, «Мото».  В течение ряда лет кубок победителя спартакиады школьников Чувашской Республики по спортивно-техническим и военно-прикладным видам спорта им. А.Г.Николаева удерживает станция юных техников.

Два учреждения дополнительного образования: дом творчества  школьников и станция юных техников стали победителями рейтинга учреждения дополнительного образования Чувашской Республики среди сельских районов.

В части развития дополнительного образования мы будем опираться на Концепцию развития дополнительного образования детей и план ее реализации, которая определяет актуальные и перспективные направления изменения действующей сегодня системы. Воспитание нельзя уложить в специальные уроки с объяснением нового материала и ответами у доски. Но каждая школа может проводить мероприятия, организовывать интересные детям и родителям события, которые будут иметь воспитательный эффект и обсуждаться в семьях.

Инновационный характер образования – главное условие повышения качества современного образования. Для реализации поставленных задач образовательные организации Моргаушского района используют педагогические подходы и технологии, ориентированные не столько на усвоение учащимися знаний, умений и навыков, сколько на формирование такой модели инновационной образовательной среды и создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя (развить свою социальную и личностную компетентность).

Самой эффективной моделью раскрытия исследовательских качеств, на мой взгляд, являются научно-практические конференции. Уже более 10 лет мы проводим научно-практическую конференцию Эксельсиор, », для дошкольников и младших школьников – конкурс «Я-исследователь».

Проектная деятельность в школе является современным образовательным методом, который решает множество учебных целей и задач. В первую очередь такой метод позволяет формировать у школьников разнообразные компетенции и умения, полученные путем применения их в практической деятельности.

Основой для такой деятельности является постановка социально-значимых целей и их реализация в жизни. Результатом деятельности будет продукт, разработанный и представленный участниками проекта.

Полагаю, что широкое движение юных исследователей и проектной деятельности должен возглавлять Дом детского творчества.

Создание информационно-образовательной среды в образовательной организации является одной из основных задач и средств решения качественной подготовки обучающихся.

Думаете, что сегодня мы говорим о каких-то заоблачных задачах, не понимая о состоянии информационной среды в образовательных организациях. А какие инновации без насыщенной информационной среды и без современного учебного оборудования?

У нас в школах, компьютеры не менялись более 10 лет, нет современного учебного оборудования для кабинетов физики, химии, биологии, технологии.

Скорость и стоимость Интернета имеет очень большой разброс, образовательные организации пользуются услугами провайдеров с различными диапазонами цен за трафик и скорость.

Особой проблемой является низкая скорость подключения к сети интернет в школах.

Такая ситуация не позволяет организовывать видеоконференции, полноценно запускать дистанционные программы для учителей, одаренных детей, проводить онлайн уроки с ведущими учителями, и многое другое в развитии информационного пространства в республике находится не на должном уровне.

С 2013-го года мы внедрили информационную систему «Е-услуги. Образование», осуществляющую электронную очередь записи в детские сады, а с 2014-го года – информационную систему «Сетевой город. Образование», в школах появились электронные журналы (дневники). Здесь тоже не без проблем. Параллельное введение бумажных и электронных журналов не облегчило, а затруднило работу учителей. В то же время, очень хорошо понимаю те школы, которые ведут двойную работу: нет скоростного Интернета, плохой компьютер, нет локальной сети!

Создание в школе информационной среды, отвечающей возможностям  современных технологий, обеспечивает накопление, систематизацию и доступность любому пользователю неограниченных объемов информации. Это дает возможность обеспечить оперативность и достаточность информации для руководителей, педагогов, учащихся, создает обратную связь вплоть до осуществления групповой управленческой и учебной деятельности.

В районе на данный момент идет внедрение ГИС «Региональный сегмент обучающихся», техническую поддержку нам оказывает фирма «Асофт».  Она позволит автоматизировать оказание государственных и муниципальных услуг в сфере школьного образования в электронном виде согласно Распоряжению Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. №1993-р. С ответственными работниками образовательных организаций был проведен обучающих семинар по внедрению данной информационной системы.  Гис «Контингент» представляет собой распределенную систему хранения и обработки данных, функционирующую на основе протоколов общедоступной сети Интернет. В последующем это позволит полностью перейти на электронный журнал в образовательных организациях.

Так же система позволяет принимать заявления о приеме в первый класс в электронном виде, путем подачи заявления через портал государственных услуг Российской Федерации.

Прежняя система образования, многие десятилетия успешно готовившая для страны высококвалифицированные кадры, сегодня уже в значительной мере не способна обеспечить достижение необходимого образовательного уровня. Ориентация на новые образовательные результаты влечет за собой существенные изменения. Прежде всего, актуализируется задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучаемых. Основной целью учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и овладение способами этого усвоения, развитие познавательных потребностей и творческого потенциала учащихся. Достижение личностных результатов обучения, развитие мотивационных ресурсов обучаемых требует осуществления личностно ориентированного образовательного процесса, построения индивидуальных образовательных программ и траекторий для каждого обучающегося.

Уважаемые коллеги! Традиционно свой доклад на августовской конференции я заканчивала постановкой задач на предстоящий учебный год.

Основные базовые задачи определены в публичной декларации Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики. Она размещена на его официальном  сайте. Рекомендуем на педагогических советах ее тщательно изучить и  принять «дорожную карту» по реализации декларации

Вторая задача – активизация инновационной деятельности и создание эффективной системы сопровождения каждого проекта, как я уже говорила, доведение инновационных продуктов до уровня технологий и внедрения их в массовую практику.

Следующая важная задача – разработка программы по обновлению учебного и компьютерного оборудования, качественному внедрению автоматизированных информационных систем.

Амбициозная задача – это создание школы 21 века, «цифровых школ», оснащенных самым современным оборудованием, здесь должны быть обыденными 3-D-проекторы и принтеры, цифровые микроскопы и многое другое. И немаловажно – должны работать самые высококвалифицированные учителя.

В завершении  искренне поздравляю победителей и призеров всероссийских и республиканских мероприятий. Выражаю благодарность педагогическому сообществу, вносящему  вклад в развитие системы образования Моргаушского района.

С утра позвонил ректор ЧГПУ им. И.Яковлева Владимир Николаевич Иванов. Он поздравил Вас, уважаемые педагоги, с наступающим новым учебным годом! Пожелал Вам плодотворной работы и выразил благодарность за хороших выпускников общеобразовательных школ Моргаушского района.

Уважаемые коллеги!

От всей души желаю крепкого здоровья, неиссякаемой энергии,  творческого потенциала,  способных и благодарных учеников!  Пусть 2017-2018 учебный год будет  приятным, продуктивным,  удачным и принесет только радость.