Доклад начальника отдела образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики Дипломатовой З.Ю. на районной конференции работников образования по теме «Развитие системы образования Моргаушского района в контексте основных стратегических ориентиров»

Доклад

начальника отдела образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района  Чувашской Республики Дипломатовой З.Ю. на районной конференции работников образования по теме   «Развитие системы образования Моргаушского района в контексте основных стратегических ориентиров»

 

Добрый день  уважаемые участники конференции, гости и приглашенные!

Приоритетом государственной политики Чувашской Республики в сфере образования является достижение современного качества образования, обеспечивающего реализацию актуальных и перспективных потребностей личности, общества и государства. Образование сегодня рассматривается не только как базис для продуктивного социально-экономического развития Чувашской Республики и как средство достижения, более высокого качества жизни населения.

Основными тенденциями развития системы образования Моргаушского района стали модернизация дошкольного и школьного образования, совершенствование организационно-экономического механизма, развитие учебно-материальной базы образовательных организаций системы образования, создание независимой оценки качества образования.

Вся деятельность системы образования направлена на достижение целевых ориентиров, обозначенных в Стратегии развития образования Чувашской Республики до 2040 года, государственных, региональных и муниципальных программ в сфере образования. Формирование конкурентоспособной, социально и профессионально мобильной личности, владеющей общечеловеческими нормами нравственности, культуры, здоровья, межличностного взаимодействия и способной обеспечить устойчивое повышение качества собственной жизни и общества в целом -  является основой целевых ориентиров.

12 августа текущего года в ходе  рабочего визита Главы Чувашской Республики Михаила Игнатьева в Моргаушский район было отмечено, что    «дети должны  учиться  в больших школах, где есть конкурентная среда и все условия для дальнейшего развития. Потенциал по развитию образования в районе огромный».

На 15 августа 2016 года 13 средних, 9  основных, 2 начальные школы -  детских сада, 13 детских садов и 4 учреждения дополнительного образования были подготовлены к новому учебному году. Хотелось бы слова благодарности выразить администрации и всему трудовому коллективу  образовательных организаций за качественную и своевременную работу.

2016 год – Год человека труда в Республике.

В системе  образования работает 656 педагогических работников, из них 374 учителя, 143 воспитателя, 57 педагогов дополнительного образования.  93,6% педагогических работников имеют квалификационные категории (по республике – ___%), из них высшую – 18,1% (по республике –24,9%), первую – 71,3% (по республике – __%). Доля учителей, имеющих стаж работы до 5 лет, – 5,9 %, доля учителей в возрасте до 35 лет – 15,3% (по республике – 14,8%), учителей пенсионного возраста – 10,4 %(по республике - 13,9%). Средний возраст учителей – 46 лет.

Доля воспитателей, имеющих стаж работы до 5 лет – 11,6%, доля воспитателей в возрасте до 35 лет – 14,3% (по республике – __%), воспитателей пенсионного возраста – 11,4% (по республике –___%). Средний возраст воспитателей – 43,6 года.

Важным направлением совершенствования педагогических кадров является привлечение молодых специалистов  для работы в образовательных организациях. Ведется подготовка кадров по целевым направлениям через Чувашский государственный педагогический университет им. И.Яковлева.

В 2016 году 5 учителей района получают специальную стипендию Главы Чувашской Республики для представителей молодёжи и студентов за особую творческую устремленность.

  В соответствии с Законом Чувашской Республики «Об образовании в Чувашской Республики» к малокомплектным образовательным организациям относятся 17 из 24 общеобразовательных школ. Проблема обеспечения кадрами в них решается за счет переподготовки и повышения квалификации кадров. В прошлом учебном году в системе образования района работал 21 учитель - многопредметник. Но, наряду с этим, возникает вопрос обеспечения качества образования, поскольку человек не может обладать совершенными знаниями во всех предметных областях.

Важным показателем качества образования является итоговая аттестация выпускников. Об этом свидетельствуют результаты единого государственного экзамена. В 2016 году со сдачей экзамена по русскому языку успешно справились 99,3 % обучающихся (по республике - 99,64 %), по математике - 98,7 % (по республике - 98,86 %). Доля обучающихся, выбравших предметы для сдачи ЕГЭ по гуманитарным предметам остается высокой. Для увеличения доли детей, занимающихся по естественно-научным, физико-математическим направлениям, отделом образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района разработана муниципальная программа по развитию инженерного и технического творчества детей и молодежи Моргаушского района на 2016-2020 годы.  Данная программа рассмотрена на дискуссионной площадке с руководителями образовательных организаций и работа по ее реализации начнется с 2016-2017 учебного года.  

 В текущем году со сдачей основного государственного экзамена по русскому языку успешно справились 98,9 % выпускников 9 классов (по республике – 98,5 %), по математике - 93,5 % (по республике – 92,4 %). Для детей, получивших неудовлетворительные оценки по обязательным предметам на едином и основном государственных экзаменах, установлены дополнительные (сентябрьские) сроки сдачи. Эта категория детей требует особого внимания. Надеюсь, что совместная работа администрации школы, учителей предметников, классных руководителей и родителей приведет к позитивным результатам в определении дальнейшей образовательной траектории ребенка.

В соответствии с действующим законодательством в сфере образования впервые на федеральном уровне проведены Всероссийские проверочные работы выпускников начальной школы. Результаты до Вас будут доведены, прошу проанализировать их и принять управленческие решения. С целью определения уровня готовности обучающихся 5 классов к освоению образовательной программы основного общего образования с 3 по 14 октября текущего года будет проведена независимая диагностика качества обучения школьников в форме тестирования по русскому языку и математике. На основе полученных результатов учитель основной школы должен построить образовательный маршрут ученика по предмету в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, что позволит снизить адаптационное напряжение учащихся 5 классов при переходе из начальной школы в основную.

Также впервые в Чувашской Республике проводится независимая оценка качества оказания услуг общеобразовательными школами. На сайтах школ размещена анкета для обеспечения возможности выражения мнения получателями услуг о качестве их оказания. В настоящий момент Чувашским республиканским институтом образования проводится анализ результатов анкетирования.

В топ 90 лучших образовательных организаций Чувашской Республики, продемонстрировавших высокие образовательные результаты в 2015-2016 учебном году,  попали Моргаушская средняя школа – 23 позиция в рейтинге, Б.Сундырская средняя школа – 55, Тораевская средняя школа – 90.

В число лучших школ республики по  открытости и доступности  размещения на официальных сайтах образовательных учреждений требуемой информации попали Тораевская средняя школа и Анаткасинская начальная школа-детский сад. Результаты комплексного мониторинга вы можете отследить на сайте ЧРИО. В 2017 году такая процедура будет проведена в отношении дошкольных образовательных организаций. 

Как отмечает Майкл Барбер, профессор и лидер образовательной реформы в Великобритании: «Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей». Исследования, проводимые на различных уровнях,  говорят о прямой зависимости качества образования от квалификации и компетентности самого учителя, педагога. Теме: «Создания роста педагогических работников Чувашской Республике на основе оценки профессиональной компетентности» была посвящена республиканская конференция работников образования. Одним из главных условий совершенствования  профессионального мастерства учителя является повышение его квалификации. В образовательных организациях Моргаушского района имеются утвержденные планы-графики повышения квалификации педагогов. Ежегодно более 30% педагогических работников  проходят повышение квалификации на курсах и проблемных семинарах. Активно используется потенциал новой информационно-коммуникационной образовательной среды,  позволяющий повышать квалификацию тогда, когда это становится необходимым и осуществлять это без отрыва от профессиональной деятельности, т.е. дистанционно. Лидером по данному направлению является Акрамовская основная школа. За последние 3 года 54,5 % учителей школы прошли повышение квалификации дистанционно в организациях дополнительного профессионального образования г. Петрозаводска и г. Тюмени.  

Профессиональному росту способствуют и участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства. В 2015-2016 учебном году в районе проведены конкурсы «Учитель года», «Воспитатель года», «Самый классный классный», «Лучший преподаватель-организатор ОБЖ», педагогов дополнительного образования – «А мы с тобою педагоги, чего мы только не умеем». Проведены 10 фестивалей уроков учителей-предметников, фестиваль методических идей духовно-нравственного воспитания обучающихся, конкурс методических разработок учителей физики. В данных мероприятиях приняли участие 25,4 % педагогических работников.

Мы гордимся  педагогами, которые являются лидерами образования района.

«Учителем года - 2016» признана в республике учитель русского языка и литературы Моргаушской средней школы Алина Георгиевна Паладьева, которая сейчас готовится защитить честь республики на российском уровне. Думаю, что наше педагогическое сообщество активно будет поддерживать ее.

Степанов Александр Марсович, учитель родного языка и литературы Калайкасинской средней школы, становился победителем многих профессиональных конкурсов, в том числе и Всероссийского мастер-класса  учителей родных, включая, русский, языков.  Его  проект по созданию этнолагерей  реализован в районе  в летний период. Радуемся успехам учителей-грантовиков и достижениями инновационных образовательных организаций. Распоряжением Главы Чувашской Республики № 269 от 05 августа 2016 г. «О присуждении ежегодных денежных поощрений педагогическим работникам образовательных организаций в Чувашской Республике»  присуждены  ежегодные денежные поощрения в размере 20 тыс. рублей трем педагогическим работникам района. Это: Димитриева Алевтина Геннадьевна, учитель чувашского языка и литературы Ярабайкасинской средней школы; Петрова Ольга Германовна, воспитатель детского сада «Солнышко»; Порфирьева Надежда Алексеевна, воспитатель детского сада «Путене». Гранта Главы Чувашской Республики в размере 200,0 тыс. руб. удостоен Дом детского творчества. Примите искренние поздравления с победой.

Учительская династия – великая сила. Это труженики, передающие от поколения к поколению мастерство, трудовые традиции, оставляющие после себя память, несущие свет и знание людям. В Год человека труда нельзя не вспомнить о педагогических работниках, которые сложили целые династии, стаж которых исчисляется столетиями.  Это люди, преданные своей профессии. Это династии Ивановых, Константиновых, Герасимовых, Андреевых, Яниковых и другие.  Династия Ивановых с общим педагогическим стажем 184 года была представлена на республиканской конференции работников образования. Надеемся, что и преданность современных молодых педагогов  к профессии найдет продолжение в их детях и внуках.

Работа 15 районных методических объединений учителей-предметников направлена на развитие методической поддержки учителей как средства их профессионального роста. Целью работы РМО является формирование профессиональной компетентности педагогов в  условиях реализации ФГОС второго поколения. Достижение этой цели осуществляется посредством поиска   и   освоения  новых форм, методов и технологий  обучения,   участия в семинарах, конференциях, совершенствовании работы с молодыми специалистами с целью обеспечения их  адаптации в педагогическом сообществе и обмена опытом между учителями-предметниками.

Сформирована система работы с талантливыми детьми, повысилась эффективность участия команды района на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников с 10,5 % в 2015 году до 27 % в 2016 году (по республике - 20,3 %).  В школах созданы рабочие комиссии по подготовке обучающихся к региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников. Осуществляется индивидуальная работа с одаренными детьми по подготовке их к научно-практическим конференциям, олимпиадам, творческим конкурсам и спортивным соревнованиям. Эффективность участия обучающихся Б.Сундырской школы составляет 85,7%, т.е. из 7 участников олимпиад 6 стали призерами, Тораевская средняя школа – 50%, Моргаушская средняя школа – 17,5%. Налажена  система работы с одаренными детьми Семеновым Игорем Вячеславовичем, преподавателем-организатором основ безопасности жизнедеятельности Б.Сундырской средней школы, Ефановыми Олегом Даниловичем и Еленой Николаевной, учителями русского языка и литературы Моргаушской средней школы, Герасимовой Альбиной Юрьевной, учителем технологии Тораевской средней школы.

В республике принимаются меры, направленные на стимулирование и поддержку талантливых педагогов. В этом году Глава Чувашии Михаил Игнатьев подписал Указ о присуждении денежных премий педагогам, подготовившим победителей и призеров всероссийских предметных олимпиад для школьников и олимпиад по специальностям и профессиям среднего профессионального образования в размере 250 тысяч рублей за 1-е место и 150 тысяч  — за призовые места.

Результатом работы кружка по робототехнике стала победа команды обучающихся Моргаушской средней школы  под руководством Волкова Олега Коснтантиновича на республиканских командных соревнованиях  «Робофест – Чебоксары 2016». Итоги индивидуальной работы с учащимися – победа и призовые места обучающихся Моргаушской, Большесундырской, Ярабайкасинской средних школ на республиканской конференции-фестивале обучающихся «Excelsior».  

Необходимо формирование педагогических кадров с квалификацией мирового уровня, несущих высокую социальную ответственность  за качество результатов образования, умело управляющих образовательной  траекторией школьников, населения.

Основным ориентиром в системе дошкольного образования района является создание гибкой сети образовательных организаций, реализующих программу дошкольного образования. На начало нового учебного года функционирует 13 дошкольных образовательных организаций, 17 дошкольных групп в 10 общеобразовательных организациях, проходят реорганизацию 2 начальные школы - детских сада.  В районе проживает 2606 детей в возрасте от одного года до шесть с половиной лет, из них дошкольными образовательными услугами охвачено 1743 ребенка, что составляет 64,2% (доля детей, охваченных дошкольным образованием в республике по сельской местности -56,9%). В очередной раз подчеркиваю, что уровень дошкольного образования относится к уровню общего образования. Все дети в возрасте от 1 года до школьного возраста должны быть охвачены образованием и здесь нужно обратить внимание на работу с родителями или законными представителями. Охват детей в разрезе сельских поселений вы можете увидеть на слайдах. За 8 месяцев 2016 года выдано 290 направлений в детские сады. На 01 сентября текущего года в очередности на получение мест в  образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования, останется 51 ребенок в возрасте от 1,5 до 3 лет, в том числе 23 в детский сад «Мечта» Б.Сундырского сельского поселения, где учреждение полностью укомплектовано воспитанниками. Остальные дети имеют возможность посещения дошкольных групп, однако родители или законные представители отказываются от предложенных услуг, лишь единицы из них имеют противопоказания по медицинскому заключению.

С 2012 г. по I полугодие 2016 г.  для создания  219 дополнительных мест для дошкольников в район поступило 22,159 млн. руб. Благодаря модернизации дошкольного образования все дети от трех до семи лет обеспечены  местами в детских садах. С прошлого учебного года дошкольные образовательные учреждения перешли на реализацию федерального государственного стандарта нового поколения. Однако у большинства педагогических работников не произошло изменений  в организации образовательного процесса. Руководители образовательных организаций должны проконтролировать процесс воспитания и обучения. 

Следующим ориентиром в системе образования является  создание институциональных механизмов ранней диагностики и постоянного медико- психолого-педагогического сопровождения детей с учетом их индивидуальных потребностей, способностей и особенностей. В районе числятся 110 детей с особыми потребностями, в том числе 84 детей-инвалидов, 26 детей с ограниченными возможностями здоровья. С нового учебного  года внедряется федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Соответствующая подготовительная работа проведена: 26 учителей начальных классов прошли курсы повышения квалификации, созданы рабочие группы по разработке  адаптивных образовательных программ, учителями – предметниками разработаны рабочие программы учебных предметов для таких детей. В рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»  на 2011- 2015 годы  создана безбарьерная среда, позволяющая обеспечить комплекс условий для инклюзивного обучения детей-инвалидов. В Моргаушской, Б.Сундырской, Москакасинской, Калайкасинской средних школах имеется оборудование, которое не везде используется эффективно.  Руководителям образовательных организаций поручаю вести постоянный контроль за работой сенсорных кабинетов.

Следующим ориентиром стратегии развития образования является создание условий для обеспечения  роста самосознания и гражданского взросления общества  путем  воспитания  толерантной, поликультурной личности, с высоким уровнем экологической культуры, активно  участвующей в общественной  жизни, осознающей  свой долг перед Отечеством и малой  родиной, уважающей национальные традиции и культуры народов мира.

Для его реализации необходимо усиление воспитательной роли школы и формирование  демократического уклада жизни школы как института  гражданского  общества, который обеспечивает  всестороннее сотрудничество педагогов, обучающихся, родителей. Во всех общеобразовательных организациях действуют родительские комитеты, органы ученического самоуправления, государственно-общественного управления, педагогические советы.  В новом учебном году необходимо активизировать работу всех этих объединений с целью создания единого воспитательного пространства.

На одном из выступлений Президент Российской Федерации Владимир Путин отметил: «… мы должны уважать свою историю и традиции, духовные ценности наших народов, нашей тысячелетней культуры и уникального опыта сосуществования сотен народов и языков на территории России. Для патриотического воспитания молодежи мы должны использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был в Российской империи и Советском Союзе…».  С 5 по 10 сентября текущего года в образовательных организациях республики и района пройдет неделя «Дружбы народов», приуроченная к проведению съезда народов, проживающих в Чувашии. Всем учреждениям необходимо разработать план мероприятий и принять активное участие в их проведении.

Сегодня в мире волонтерская деятельность - один из самых распространенных видов добровольческого труда. В настоящее время 462 волонтера работают официально и ведут волонтерские книжки. Они принимают участие в общественной жизни района, оказывают помощь при реализации социальных проектов и проведении различных мероприятий.

Показателем уровня социализации детей и молодежи является состояние преступности среди несовершеннолетних. В 2016 году произошло резкое увеличение  преступлений среди несовершеннолетних. Рост произошел на 1000%, т.е. 11 против 1 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Проведенный анализ показывает, что молодежь до 18 лет, после ухода из общеобразовательных школ, чувствуя свободу, отсутствие контроля со стороны родителей, становится на путь преступления. В связи с этим воспитание законопослушных граждан для нас с вами остается очень актуальным. Необходимо усилить работу совета профилактики школ, пресекать проступки вовремя, а не скрывать противозаконные действия ребенка.  Всем участникам образовательного процесса ответственно относится к вопросам правого воспитания детей и молодежи, не забывая о взаимодействии всех субъектов профилактики. Обращать внимание на занятость детей во второй половине дня, использовать возможности учреждений дополнительного образования в организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС начального и основного общего образования.  Услугами 4 организаций дополнительного образования в прошлом учебном году было охвачено 83,8 % детей, школьными кружками и секциями – 83,5%. Просим проанализировать выполнение основной общеобразовательной программы школ, в том числе и программы внеурочной деятельности.

Рассматривая кадровое обеспечение системы дополнительного образования нужно отметить необходимость привлечения молодых специалистов. В «дорожной карте» «Изменение в отраслях социальной сферы, направленное на повышение эффективности образования в Моргаушском районе Чувашской Республики» определено, что доля молодых специалистов в отрасли дополнительного образования должна быть доведена до 22%. Директорам станции юных техников, школы искусств, спортивной школы «Сывлах», дома детского творчества при комплектовании учреждений педагогическими кадрами на новый учебный год привлекать молодых специалистов, в том числе и молодых педагогов общеобразовательных школ.

Обеспечение  всеобщего доступа к образовательным  ресурсам  глобальной  сети Интернет, широкое внедрение  программ  дистанционного  обучения, цифровых и электронных  средств  обучения нового поколения является следующей задачей.  

Для организации дистанционного образования детей-инвалидов в общеобразовательных школах района имеется компьютерное оборудование в количестве 14 комплектов для детей-инвалидов и 17  комплектов для педагогов. В программе развития дистанционного образования детей-инвалидов участвуют 8 общеобразовательных учреждений.  

Все общеобразовательные школы  района  имеют доступ к сети Интернет. На компьютерах школ установлены программы, обеспечивающие безопасный доступ  к сети Интернет. Образовательный процесс оснащен 11 (одиннадцатью) интерактивными досками, 108 (ста восемью) мультимедийными проекторами, 676 (шестьюстами семьюдесятью шестью) персональными компьютерами. На один компьютер  приходится 5 обучающихся (по республике – 6,4 обучающихся) Оборудовано 28 компьютерных классов. Информационно-коммуникационные технологии  используются как в образовательной  деятельности, так и в управлении  образовательным учреждением.

В 2016 году Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики принимает участие в реализации проекта по созданию информационно-библиотечных центров. Такой центр будет создан на базе Моргаушской средней школы, он будет  оснащен комплексом современных технических средств и будет предоставлять современные информационные сервисы для обеспечения потребностей обучения и профессиональной деятельности. Услугами данного центра смогут пользоваться все образовательные организации района.

Следующей задачей является создание условий для сохранения и укрепления  здоровья школьников, воспитание культуры  здоровья, здорового образа жизни. В школах района созданы все условия для организации горячего питания. Горячим питанием охвачено 98 процентов учащихся (по республике - 97,6 %). В 2015-2016 учебном году из районного бюджета предоставлены  льготы 484 учащимся и 195 воспитанникам из малообеспеченных семей.

 Ведется мониторинг состояния здоровья детей. В 2016 году из 3279 (2014г. - 3493, 2015г. - 3307) обучающихся 1 группу здоровья имеют 11,6% (2014г. - 12%, 2015г. - 10%), II группу - 67,8% (2014г. - 65%, 2015г. - 67%).

Для полноценного развития подрастающего поколения во время каникул при школах были организованы лагеря с дневным пребыванием.  В летний каникулярный период охват пришкольными  лагерями  составил  2152 ребенка - это 65,6% от всего контингента школьников района. 

На функционирование пришкольных лагерей из муниципального бюджета выделено 2930,3 тыс. рублей.  Особое внимание в районе уделено организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Во время весенних и летних школьных каникул 256 (177 - весенние каникулы, 79 - летние каникулы) обучающихся укрепляли здоровье  в 11 загородных оздоровительных лагерях.  На приобретение путевок в загородные детские оздоровительные лагеря из муниципального бюджета   выделено 2147,1 тыс. рублей. В рамках палаточных лагерей проведены районные игры юнармейского движения «Зарница» и «Орленок», пятидневные сборы юношей с охватом 372 (трехсот семидесяти двух)  обучающихся. На реализацию данных мероприятий из районного бюджета выделено 686,0 тыс.руб. За 8 месяцев текущего года оздоровительной кампанией охвачено 85% детей.

Внедрение  инновационных образовательных технологий сохранения и развития  здоровья детей и молодежи, основанных на самоорганизации  здорового образа жизни,  для нас является актуальной.  Необходимо также уделить внимание на качество преподавания предмета  «физическая культура». 

В образовательных организациях района созданы условия по комплексной безопасности. Установлены кнопки вызова полиции, автоматические пожарные сигнализации, говорящие системы  оповещения, оборудованы  системы  видеонаблюдения. На 19 школьных автобусах имеется спутниковая навигация Глонасс, подключены к системе «Тахограф».

На республиканской конференции работников образования Светлана Петрова, временно исполняющий обязанности министра образования и молодежной политики Чувашии,  обозначила ряд проблем.   Это: затруднения педагогов в использовании новых стратегий оценивания учащихся, перегрузка школьников домашними заданиями, а учителей — отчетностью, не относящейся к педагогической деятельности, нарушение учениками правил в ходе сдачи государственной итоговой аттестации, повышение кадрового потенциала.  В последние годы достаточно актуальным для Чувашии является повышение качества физико-математического образования. Девиз 2016-2017 учебного года: «Математика- главный предмет».

  В числе приоритетных направлений  современной государственной  политики Российской Федерации  выделяется формирование достойной жизненной перспективы  для каждого ребенка, его образование, воспитания и социализации, максимально возможной  самореализации в социально позитивных видах  деятельности, профессиональной ориентации. Обучающиеся и воспитанники должны стать активными  участниками  современного российского общества  и профессионалами,  обладающими необходимыми  знаниями, навыками и компетенциями  в той или  иной профессиональной среде. 1 сентября, в День Знаний первый урок пройдет по теме «Моя будущая профессия».

В завершении  искренне поздравляю победителей и призеров республиканских мероприятий. Выражаю благодарность педагогическому сообществу, вносящему  вклад в развитие системы образования Моргаушского района.

Уважаемые коллеги!

От всей души желаю крепкого здоровья, неиссякаемой энергии,  творческого потенциала,  способных и благодарных учеников!  Пусть 2016-2017 учебный год будет  приятным, продуктивным,  удачным и принесет только радость.

 

 

 

 

 

 

 

 

Как никто не может дать другому того,
чего не имеет сам, так не может развивать,
воспитывать и образовывать других тот,
кто сам не является развитым, воспитанным и образованным.
А. Дистервег

Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт.                                 

                                                     (А. Дистервег)

Цель обучение ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.

                                                                        (Э. Хаббард)

Если ребенок окружён критицизмом, он учится обвинять. Если ребёнок видит враждебность, он учится драться. Если ребёнок окружен терпимостью, он учится быть терпимым. Если ребёнка поддерживают, он учится уверенности. Если над ребёнком насмехаются, он учится быть робким. Если ребёнка постоянно стыдят, он учится быть виноватым. Если ребёнка одобряют, он учится нравиться самому себе. Если ребёнка принимают и обращаются с ним дружелюбно, он учится находить любовь в этом мире.  - Дорис Ноу Ноулт