Доклад конференции работников образования Моргаушского района Чувашской Республики «Организация профориентационно работы и создание профессионально-ориентированной среды в образовательных учреждениях Моргаушского района Чувашской Республики»

Доклад конференции работников образования

Моргаушского района Чувашской Республики «Организация  профориентационной  работы  и создание  профессионально-ориентированной  среды  в образовательных учреждениях

Моргаушского района Чувашской Республики»

с.Б.Сундырь                                                       от 25.08.2015 г.

Добрый день, уважаемые участники и гости конференции!

Накануне нового 2015-2016  учебного года позвольте приветствовать Вас всех на традиционной районной педагогической  конференции.  Желаю с максимальной пользой для себя, для образовательных учреждений использовать общение с коллегами и лучшими представителями системы образования.

В период новых организационно-экономических механизмов управления системой образования, повышения экономической  самостоятельности  образовательных учреждений, модернизации образования, сегодня мы собрались, чтобы подвести итоги работы  за 2014 -2015 учебный год, сделать акцент на основные принципы и пути решения проблем образования в нашем  районе в условиях модернизации системы общего образования. 

Пользуясь случаем, позвольте выразить слова благодарности от имени всего педагогического сообщества за поддержку системы образования района Министерству образования и молодежной политики Чувашской Республики, депутатам Государственного Совета Чувашской Республики,  Главе района Игорю Васильевичу Николаеву, Главе администрации Ростиславу Николаевичу Тимофееву, корпусу районного собрания депутатов Моргаушского района.

Сегодня статья расходов на образование остается  самой крупной в консолидированном бюджете Моргаушского района, их объем составляет 69,2 процента. По сравнению с 2009 годом  он увеличился в 1,5 раза. (в 2009 г. 218,9 млн. рублей, в 2015 г. 333,2 млн. руб.

Широкий круг задач, поставленный Главой Чувашской Республики Михаилом Васильевичем Игнатьевым в послании Государственному Совету Чувашской Республики 21 января 2015 года, дает  стимул качественному изменению всей отрасли образования.

Большой вклад в развитие  человеческого потенциала вносит  профессиональное образование. От его уровня зависит  социализация молодежи, навыки адаптации к меняющимся потребностям рынка труда, т.е. рынка компетенций, как принято сейчас говорить.  Михаил Игнатьев  в своем послании отметил, что многие выпускники не обладают  достаточной  самостоятельностью  и осознанностью профессионального самоопределения, не полностью  владеют  знаниями и  умениями  эффективного  определения  своего дальнейшего  трудового пути, не могут  четко поставить  цели  создания  успешной  карьеры  и найти  пути их достижения. 20 августа текущего года конференция работников образования Чувашской Республики прошла по теме: «Профессиональное самоопределение детей и молодежи – приоритет государственной политики в Чувашской Республике». Районная конференция посвящена теме:  «Организация  профориентационной  работы  и создание  профессионально-ориентированной  среды  в образовательных учреждениях  Моргаушского района Чувашской Республики»

Профессиональная ориентация – это комплекс социально-политических, психолого-педагогических и медицинских мер в выборе профессии, которые рассматриваются как система равноправного взаимодействия личности и общества на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах.

Мотивы выбора профессии формируются под воздействием множественных факторов. К ним можно отнести рекомендации родителей, советы других взрослых, пример сверстников или впечатления, возникающие после просмотра фильмов и телепередач, чтения художественной литературы, и влияние профориентационной работы, проводимой образовательными учреждениями. Профориентация реализуется через образовательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. Основными направлениями профориентационной работы в образовательных организациях являются профессиональное информирование, диагностика, консультация и др.

Знакомство с миром профессий начинается с детского сада. Здесь  ребенок играет в сюжетно-ролевые игры, где примеряет на себя разные профессиональные роли и проигрывает отдельные элементы, связанные с их поведением. 

В системе образования Моргаушского района функционирует 27 объектов  дошкольного образования, в том числе 14 детских садов, 3 учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа-детский сад», 17 дошкольных групп  при 10 общеобразовательных школах. Общая численность  дошкольников, проживающих в районе  в 2014 г. -  2591 (2012 г.- 2415, 2013 г. - 2495,), из них 434 – дети до 1 года (2012 г. -349, 2013 г. - 351). Дошкольными образовательными услугами на 01.01.2015 г. охвачено 1745 детей, что составляет 80,9%. (2012 г.-80,1%, 2013 г.-79,6%). По состоянию на 01 августа 2015 г. в электронной очередности на получение места в дошкольное образовательное учреждение состоит 478 детей от 0 до 3 лет, из них 190 детей в возрасте от 0 до 1 года, от 1 до 2 лет -220, от 2 до 3 лет -63.

Воспитательной и образовательной деятельностью в дошкольных образовательных организациях  занимаются 145 педагогов, из них 103 (71%) имеют высшее педагогическое образование. 124 человек (85,5%) имеют квалификационные категории, из них 4 - высшая, 119 - первая.

На республиканской конференции работников образования была озвучена проблема сотрудничества между дошкольными, общеобразовательными, дополнительными и профессиональными образовательными организациями. Только благодаря совместной деятельности всех уровней образования возможно качественное воспитание и образование детей, которое позволит успешно реализовать потребности личности. 

Профориентационная деятельность классного руководителя - один из приоритетных направлений его работы. В системе образования района работает 245 классных руководителей.  Они способствуют более гибкому подходу в получении учащимися знаний и умений, профессиональному самоопределению, развитию личности школьника.   В ходе профориентационной работы классный руководитель должен решать следующие задачи: оказывать помощь школьникам в са­мопознании, осуществлять психологическую подготовку уча­щихся к труду, участвовать в организации их общественно полез­ного и производительного труда; организовать систематическое ознакомление с содержанием массовых профессий;  изучать лич­ность школьника, его профессиональные интересы, намерения, возможности, способности;  организовать разнообразные виды деятельности, в которых школьники могут осуществить свое­образную «пробу сил», стимулировать их участие в занятиях кружков, различных клубов, факультативов;   устанавливать и поддерживать контакты с организациями и учреждениями, осуществляющими профориентацию учащихся; проводить работу с ро­дителями учащихся, помогать выпускникам в трудоустройстве, определении места учебы, выявлять удовлетворенность избранным жизненным путем; координировать действия учителей, ра­ботающих в классе. Учителя и классные руководители должны на ранней стадии выявлять  склонности обучающегося с целью оказания  ему педагогического содействия в выборе будущей образовательной траектории.

Знакомство с миром профессий происходит на уроках технологии. В последние годы на данный предмет нами уделялось мало внимания. Устаревшая материально-техническая база мастерских требует обновления и минобразованием Чувашии 2015-2016 учебный год объявлен годом предмета «Технология». Нужно обратить внимание на возможность интеграции данного предмета с другими. Поручаю руководителю  районного методического объединения учителей технологии проработать план работы  по реализации года предмета «Технология».

В профессиональной ориентации особое значение имеет предпрофильная подготовка обучающихся 9 классов, именно на этом этапе  происходит  формирование ответственности учеников и родителей за выбор  будущей профессии. В  рамках реализации Концепции профильного обучения предпрофильной подготовкой занимаются 13 средних и 9 основных школ со 100% охватом обучающихся 9 классов. Профильное обучение на старшей ступени реализовалось в Моргаушской, Б.Сундырской, Калайкасинской, Чуманкасинской, Юськасинской средних школах района по следующим направлениям: социально-гуманитарное; естественно-техническое. Проблема организации профильного обучения в сельских школах остается актуальной и это связано с малокомплектностью  классов. В прошлом учебном году в трех средних школах из-за малочисленности детей 10  классы не были открыты в Москакасинской, Ильинской и Юнгинской средних школах, в 2015-2016 учебном году  возникают  трудности функционирования в Орининской, Москакасинской средних школах.  В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Закона Чувашской Республики  «Об образовании в Чувашской Республике» утвержден Порядок разработки, использования  и хранения  контрольных  материалов для организации  индивидуального  отбора  обучающихся  при приеме либо  переводе  в государственные  образовательные организации  Чувашской Республики и муниципальные  образовательные  организации  для получения основного общего и среднего  общего образования с углубленным  изучением  отдельных  учебных предметов  или для  профильного обучения, а также обеспечения  ими обучающихся. Согласно указанному документу комплектование профильного класса осуществляется после сдачи экзамена индивидуальной комиссии, состав которого утверждается учредителем образовательной организации.  Руководителям средних школ руководствоваться данным Порядком и непрекословно его выполнять.

   Уровень освоения образовательного стандарта основного и среднего  общего образования определяется государственной аттестацией обучающихся. В текущем учебном году в основном государственном  экзамене приняло участие 333 (2013-2014 -349) ученика. Доля выпускников 9 классов, успешно сдавшие обязательные экзамены по математике и русскому языку составляет 99,7 процента (по ЧР-98,7).  Средний балл по пятибалльной шкале в сравнении с показателями по Чувашской Республике и результаты экзаменов в разрезе общеобразовательных организаций вы видите на слайдах. Один из показателей профессиональной ориентации обучающихся является доля  выпускников, сдавших итоговую аттестацию по выбору. Доля выпускников, сдававших три и более предметов по выбору в форме основного государственного экзамена по району составляет 46,3 процента (по ЧР -53,3%).  Активность обучающихся в сдачи экзамена указано на слайде. Надо отметить недоработку ряда школ, которые плохо организовали профессиональную траекторию своих обучающихся. Ниже среднерайонного показателя у школ: Шатьмапосинская (0%), Чуманкасинская (13,4%), Нискасинская (13,4%), Москакасинская (18,2%), Акрамовская (18,2%), Шатракасинская (20%), Калайкасинская (27,8%), Сосновская (30%), Тойгильдинская (40%), Юськасинская (41,4%), Юнгинская (43,7%), Шомиковская (44%). В ближайшие годы ожидаются изменения в проведении государственной итоговой аттестации обучающихся 9 классов. Рассматривается вопрос по увеличению экзаменов по выбору по 2 предметам, к 2018 году – по 3, к 2020 г. –по 4.

 Следует подчеркнуть, что выпускники 9 классов лучше справились с обязательными предметами и по выбору, то по выпускникам 11 классов наблюдается противоположная тенденция. Из числа выпускников общеобразовательных школ, проходивших аттестацию в форме ЕГЭ, не получили аттестат 2,1 процент (по ЧР – 2,7%; 2012-2013 уч.г. – 1,24%,      2013-2014 уч.г.-  3,55% ). Доля выпускников, справившихся с обязательными предметами в 2014-2015 учебном году составила 97,87 процента (по ЧР-97,24%, 2013-2014 уч.г.-96,45%). Из 13 средних школ района в 9 все выпускники   успешно  сдали обязательные экзамены в форме единого государственного экзамена, не справились по математике Б.Сундырская, Орининская, Чуманкасинская, Юнгинская средние школы.  В прошлом учебном году изменились порядки проведения единого государственного экзамена: во-первых обучающиеся  писали итоговое сочинение по русскому языку и литературе. В декабре 2014 года все обучающиеся 11 класса успешно написали сочинение и получили доступ к ЕГЭ.  Во- вторых выпускники имели право сдавать обязательный предмет математику  на базовом или профильном уровнях. Из 188 выпускников математику на профильном уровне сдавали 145, что составляет 77,13 процентов. По Чувашской Республике данный показатель составляет 76,99 процентов. Выпускники целенаправленно шли на получение профессий по физико-математическому, инженерно-техническому, индустриально-технологическому профилям. Однако, только обучающиеся Калайкасинской, Сятракасинской, Ярабайкасинской средних школ все успешно перешли минимальный порог,   12,84 процента не справились с заданиями. По Чувашской Республике данный показатель составляет -12,43 процентов. На базовом уровне математику сдавали 111 выпускников или 59 процента. Базовый уровень оценивался по пятибалльной шкале. Наши выпускники справились на 4,29 баллов, по Чувашской Республике -4,16.  В прошлом году августовская конференция была посвящена теме повышения качества  математического и  естественнонаучного образования. Ряд задач нами выполнено, но еще  предстоит многое сделать.  Качество профильной подготовки определяется спектром  предметов, выбираемым  выпускником 11 классов для  сдачи в форме ЕГЭ. Доля выпускников, сдавших три и более экзамена, по району составляет 89,3 процента, по Чувашской Республике -95,6 процента.  Ниже средне районного показателя у Орининской, Чуманкасинской, Нискасинской, Москакасинской, Тораевской, Ильинской средних школ. Результаты сдачи экзаменов по ряду предметов ниже уровня средней по республике. Так, физика 47,84 балла, по республике 55,44; история -50,87, по республике -53,49; география – 61,43, по республике – 62,9; обществознание -58,2, по республике-58,96. По химии, информатике, биологии, английскому языку, литературе показатели выше средне республиканского. Результаты экзаменов, как по обязательным предметам, так и по предметам по выбору вы видите на слайдах.  

Большинство программ развития школ направлены на работу со способными детьми, а категория неуспешных детей остается без внимания. Прошу руководителей школ организовать специальную работу коллектива по установлению причин низких результатов и планированию мероприятий по повышению качества обучения. Помощь в разработке программ окажет информационно-методическая служба отдела. Каждый обучающийся, приходя в общеобразовательные школы района  должен быть,  уверен, что он получит достойное качественное образование, которое позволит  успешно социализироваться в современных условиях.

Как было отмечено в докладе  министра образования и молодежной политики Чувашской Республики Владимира Николаевича Иванова «приоритетом государственной политики является популяризация рабочих профессий, в средней школе должны обучаться дети, желающие получить высшее образование».

В районе ведется работа по развитию  социального партнерства   с профессиональными образовательными организациями,  на которые ориентированы  наши  выпускники для дальнейшего обучения и получения профессий. Очень важно отслеживать индивидуальную профессиональную траекторию выпускников, их дальнейшее трудоустройство на рынке компетенции.

Решающее значение для будущего российской школы приобретает профессиональный рост учителя.  Он должен быть готов использовать в  обучении современные  технологии,  уметь работать с детьми с ограниченными возможностями  здоровья.  На сегодняшний день в районе проживает 53 ребенка с ОВЗ, из них 42 охвачены обучением, 11 – не охвачены образовательным процессам. Руководителям образовательных организаций в рамках действующего законодательства провести работу по охвату данной категории детей обучением и воспитанием, взяв за основу методические рекомендации Минобразования Чувашии, доведенные до вас в июле месяце текущего года. Учителям-предметникам разработать в кратчайший срок адаптивные программы по работе с детьми ОВЗ, в  том числе детьми-инвалидами.

В 2013 году в школы района (Моргаушская, Б.Сундырская, Чуманкасинская, Юськасинская, Калайкасинская) поступило современное  учебно-лабораторное оборудование для проведения занятий по робототехнике.   Данный проект направлен на развитие системного мышления, интеграции информатики, математики, физики, черчения, технологии, естественных наук с развитием инженерного творчества. Занятия робототехникой вызывают у ребят интерес к научно-техническому творчеству и способствуют целенаправленному выбору профессии инженерной направленности. В течение двух последних лет обучающимися Моргаушской и Калайкасинской средних школ достигнуты результаты на уровне Чувашской Республики и Российской Федерации. Так, 24 января 2015 года команды Моргаушской средней школы заняла первое место на республиканских командных соревнованиях по робототехнике «Биатлон», Калайкасинской средней школы им. А.Г. Николаева - второе место. Руководителем команд является Волков Олег Константинович, учитель информатики. 12-13 февраля текущего года ученики Моргаушской средней школы  представляли Чувашскую Республику на VII Всероссийском молодежном робототехническом фестивале «Робофест – 2015» в Москве, где заняли пятое место. 17 мая 2015 года в Чебоксарах на региональном этап Всероссийской Робототехнической Олимпиады команда Моргаушской средней школы   заняла первое место в состязании «Лабиринт». Они представляли команду Чувашской Республики на Всероссийской Робототехнической Олимпиаде в городе Казань 8 июня текущего года, где заняли 10 место. Не налажена на должном уровне  работа по эффективному использованию средств в Б.Сундырской, Чуманкасинской и Юськасинской средних школах. Администрации указанных школ принять кардинальные меры по проведению занятий по робототехнике. 

В Моргаушской средней школе ведется  предпрофессиональная подготовка обучающихся. Ежегодно свидетельство по специальности «Повар» получают более 30 обучающихся.

Особое место в профориентационной работе принадлежит учреждениям дополнительного образования. В нашем районе функционируют Станция юных техников, Моргаушская детская школа искусств им.Ф.Васильева, Дом детского творчества, спортивная школа «Сывлăх». Дополнительное образование рассматривается как инструмент расширения представления обучающихся о дальнейшем образовании, будущей профессиональной карьере, образе жизни и успешной социальной адаптации. Дополнительным образованием охвачено 76,6 % процентов детей в возрасте от 6 до 18 лет (2012-2013 уч.г. -69,6%,  2013-2014 уч.г. – 74,5 %).

В Доме детского творчества функционировало 58 кружков по 7 направлениям, где занимались 963 обучающихся. На станции юных техников работало 44 кружка по 2  направлениям с охватом 658 воспитанников. В спортивной школе «Сывлăх» занимались  585 воспитанников по 8 направлениям, в детской школе искусств - 330 детей в 6 отделениях. 

В связи со вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в детских школах искусств началась реализация программы предпрофессионального образования. Ранее, согласно закону «Об образовании», детские школы искусств уравнивались в системе дополнительного образования детей с кружками, студиями, секциями. В рамках нового закона они получили  особый статус учреждений предпрофессионального образования детей и стали центральными учреждениями в системе подготовки профессиональных кадров в сфере культуры и искусств. Главная их задача  - это поиск талантливых детей и обучение их будущей профессии. По окончании школы искусства обучающиеся сдают  выпускные экзамены и получают свидетельства об освоении соответствующих образовательных программ. В 2014-2015 учебном году свидетельства получили 26 обучающихся, из них по специальности художественное  - 4, хореография -19, музыкальное  -1, общеэстетическое -1.

Детско-юношеским спортивным школам также необходимо  наряду с программами спортивной подготовки дополнительных образовательных программ обеспечить переход на реализацию общеразвивающих программ и предпрофессиональных программ с 01 января 2016 года. На обучение по предпрофессиональным программам, разрабатываемым образовательными организациями в соответствии с федеральными государственными требованиями, предлагается перевести детей, обучающихся на этапах, начиная с начальной подготовки до совершенствования спортивного мастерства.
По итогам
XVIII  Спартакиады школьников на Кубок Главы Чувашской Республики 2014-2015 учебного года юные спортсмены Моргаушского района стали победителями в республике среди городов и районов, с чем мы их поздравляем.

Станция юных техников предоставляет дополнительные образовательные услуги в области технического творчества детям в их свободное время на основе добровольного выбора образовательной направленности, направления и профиля дополнительной общеобразовательной программы, времени ее освоения. Учреждение является организационным и инструктивно-методическим центром развития технического творчества учащихся, и составной частью образовательного пространства района.

Деятельность станции юных техников в течение учебного года оценивается итогом  Спартакиады школьников Чувашской Республики по спортивно-техническим и военно-прикладным видам спорта на Кубок имени космонавта А.Г.Николаева. По итогам 8 зачетных видов соревнований в одиннадцатой  Спартакиаде школьников  станция юных техников заняла первое место в республике. Мы также их поздравляем и желаем дальнейших успехов.

В Доме детского творчества созданы все условия, способствующие социальному и профессиональному самоопределению подростков. Детская общественная организация «Союз мальчишек и девчонок  при Доме детского творчества позволяет раскрыть и развивать лидерские качества обучающихся. Организация СМИД  включает в себя 2 отряда юных космонавтов, 24 школьных объединения, охват составляет 77 % от общего числа обучающихся.

В достижении значимых результатов большая заслуга принадлежит руководителям и педагогам дополнительного образования.  В системе дополнительного образования работают 27 педагогов штатных и 92 совместителя, из них высшую квалификационную категорию имеют 7,5 процентов,  первую -58,8 процента.

С текущего учебного года внедряется федеральный государственный образовательный  стандарт основного общего образования. Стандарт также подразумевает подготовку обучающихся к осознанному выбору профессии. Учреждениям дополнительного образования изучить ФГОС и  совместно с общеобразовательными школами разработать программы внеурочной деятельности.

Вопросы  организации детского отдыха являются приоритетными в решении социальных проблем и огромная роль в нем отводится, нашим образовательным организациям.  Каникулярный период - это возможность формирования непрерывного единого образовательно-воспитательного пространства, создание благоприятных условий для заполнения свободного времени ребят интересной, разнообразной, привлекательной для них деятельностью. В этот  период  расширяется практический  опыт ребёнка, творчески осваивается  новая информация и самоосмысления, формируются новые умения и способности. Здесь учитывается природосообразности воспитания,  равенства и взаимодополнения структурных модулей воспитательной системы, принцип центрации воспитания на развитии личности. За истекший период оздоровительной кампанией охвачено 76 процентов  учащихся (%), из них в пришкольных оздоровительных лагерях с дневным пребыванием отдохнуло 879 детей (26,5%),  в профильных сменах -935 детей (28,3%),  в загородных  - 128 (6,9%),  в палаточных лагерях – 476 (14,3%).  На данное мероприятие из местного бюджета выделено 5460 тыс. руб. Особое внимание в районе уделено организации отдыха и оздоровлению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.  Из неблагополучных, малообеспеченных и многодетных  семей отдохнуло  313 детей (9,4%), детей-сирот - 45, детей, состоящих на  внутришкольном учёте и учёте в ПДН -13.  

Перспективной формой детского отдыха являются  профильные лагеря и профильные смены,  т.к. они формируются на основе учета  интереса и потребностей личности, ее склонностей и увлечений. Широкой популярностью в районе пользуются  следующие профили: спортивные, экологические, художественно-эстетические, творческие,  интеллектуальные и военно-патриотические. Специализированные программы рассматриваются  муниципальной межведомственной комиссией  по организации отдыха детей, их оздоровления  и занятости в Моргаушском районе.  Особенностью летней оздоровительной  кампании 2015 года  является  проведение  специализированных (профильных) смен в загородных детских лагерях. В лагере «Звездный» Цивильского района функционировало  направление художественно-эстетическое, где отдохнуло 13 детей, «Соснячок» г.Шумерля – робототехника -2, «Изумрудный» Алатырского района – эколого-краеведческое направление- 10, «Романтика» Урмарского района – кадетское – 23.

Администрациям школ необходимо проанализировать работу профильных лагерей и уже сейчас начать работу по разработке специализированных программ, исходя из имеющейся материально-технической базы и кадровых ресурсов. Например, в летний период 2015 года из 5 школ, оснащенных робототехникой, ни одна не открыла по данному профилю лагерь. 2015 год был объявлен Годом литературы в Российской Федерации и Годом К.В.Иванова в Чувашской Республике.  Однако профильных лагерей по национальной программе не было организовано. 

Успех работы оздоровительного лагеря во многом зависит от уровня подготовки педагогических кадров, их правильной ориентации на современного ребёнка, их умения общаться с детьми, сотрудничать в творческой деятельности и разумно подходить к оценке своих возможностей и состоянию здоровья. Следует отметить образовательные организации, где из года в год работа поставлена на достойном уровне Юськасинская, Чуманкасинская, Ильинская, Сятракасинская средние школы, Адабайская, Акрамовская, Сыбайкасинская, Шомиковская основные школы.

Сегодняшние подростки – это завтрашний кадровый потенциал района, республики, страны.  Занятость несовершеннолетних, в свободное от учебы время,  является профилактикой преступности, помогает им получать  профессиональные навыки, адаптацию к трудовой деятельности. Они могут прочувствовать свою востребованность и полезность на рынке труда.

Центр занятости реализует мероприятия по организации трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Приоритетное право для направления на работу имеют дети – сироты и  дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из малообеспеченных семей. Финансирование мероприятий осуществляется на условиях софинансирования.  В 2015 году в муниципальном бюджете заложено 100 тыс. рублей, в республиканском  на материальную поддержку 312 тыс. рублей. Основными партнерами организации временной занятости подростков являются образовательные организации. В школах дети  выполняют  мелкие ремонтные работы, благоустройство территорий и т.д. До конца году планируется трудоустроить 560 детей.  Налажена работа   по временному трудоустройству несовершеннолетних в Чуманкасинской, Моргаушской, Калайкасинской, Ярабайкасинской, Юськасинской, Москакасинской, Сятракасинской  средних школах и в Акрамовской, Сосновской, Сыбайкасинской, Шомиковской основных школах.

Совместная работа с комиссией по делам несовершеннолетних позволила получить временную работу 8 подросткам из «группы риска».  Для постсоветского периода характерно низкая активность предприятий и организаций во временном трудоустройстве  несовершеннолетних. Основным аргументом, является сложность оформления документации при приеме детей  на работу и выплате им заработной платы.

Может благодаря совместной деятельности Центра занятости, комиссии по делам несовершеннолетних, администрации района и отдела образования, молодежной политики, физической культуры и спорта удастся привлечь к сотрудничеству больше работодателей, искать новые и улучшать существующие пути взаимодействия с заинтересованными структурами по временному трудоустройству школьников.   

Очень важной сферой деятельности центра занятости является профессиональная ориентация граждан, особенно среди молодежи. Более подробно о деятельности центра вам расскажет его руководитель. 

 В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечено …«Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны».

Социальное партнерство является важнейшим условием обеспечения качественного профессионального образования и обучения. Развивая систему непрерывного образования (дошкольное учреждение-школа-вуз), школы района, осуществляют сотрудничество с профессиональными образовательными организациями  для создания системы, ориентированной на индивидуализацию  и социализацию обучающихся. На третьей ступени общего образования, развивается  систему профильного обучения с учетом реальных потребностей рынка труда, запросов родителей, отработки гибкой системы профилей и кооперации  с учреждениями высшего образования.

         Социальное партнерство осуществляется с ведущими ВУЗами и Сузами республики: Чувашский государственный педагогический университет им.И.Яковлева, Чувашский государственный университет им. И.Ульянова, Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, Чебоксарский кооперативный институт, Чебоксарский механико-технологический техникум, Чебоксарский экономико-технологический колледж и другие. С некоторыми из них заключен договор на целевую подготовку кадров для успешного развития экономики района. В республике созданы 7 центров инсталляции профессий, к 2020 году планируется открыть 19 таких центров, на базе которых проводятся профориентационная работа. В рамках реализации региональной политики в сфере образования необходимо использовать возможности центра инсталляции, а именно организовать посещение обучающимися.

Хотелось бы сделать акцент на подростков из семей группы социального риска. Они требуют к себе особого внимания в рамках профилактики безнадзорности: организация свободного времени, досуга, профилактика употребления психоактивных веществ, профессиональный выбор, приобретение знаний по формированию здорового образа жизни. В большинстве случаев, подростки из неблагополучных семей все эти знания, приобретают от друзей, знакомых, в искаженной форме и это накладывает отпечаток на индивидуальность подростка. На сегодняшний день на учете в отделе по делам несовершеннолетних состоят 16 подростков, на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и их защите прав -12. В разрезе образовательных организаций вы видите на слайде.

Приятно сообщить, что наши выпускники добиваются успехов в жизни. Делают первые самостоятельные шаги в профессиональной карьере. Так, Александр Гониашвили, выпускник Кашмашской основной школы  стал призером в компетенции «Поварское дело»  в Чемпионате рабочих профессий Worldskills-2015 в Бразилии. Храмов Даниил, выпускник Большесундырской средней школы в составе экипажа БМП занял первое место в индивидуальной гонке «Суворовский натиск» на международных армейских играх - 2015. Даниил заслужил благодарность от руководителей Министерства Обороны РФ, Главкома Сухопутных войск. 

     Олимпиада школьников является одним из механизмов  профессионального самоопределения молодежи, так как  углубленное изучение отдельных предметов предусматривает формирование у учащихся школы устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их способностей, ориентацию на выбор профессии.

Результаты всероссийской олимпиады напрямую связаны с эффективностью организации предметных олимпиад на школьном и муниципальном уровнях. Если в 2013 году  на муниципальном этапе приняли участие 55,8 процента обучающихся, то в 2015 году – 47 процентов. Снижение участников олимпиады связано с рейтингованием результатов олимпиад школьного этапа.   По итогам республиканского этапа всероссийской олимпиады школьников в 2014-2015 учебном году победителями и призерами стали 6 человек, что составляет 10,5 % от общего числа  участвующих в  республиканском этапе  (2010-2011 учебный год –  17 чел., 2011-2012 учебный год –   8 чел., 2012-2013уч.г. – 14 чел., 2013-2014 уч.г.-14). Количество участников на Всероссийской олимпиаде школьников держится не стабильно, так в 2010 году 1, в 2014 году-5, в 2015 году -2. Ежегодно имеются победители и призеры на республиканском этапе у Моргаушской и Б.Сундырской средних школ. Хотелось бы отметить налаженную системную работу по углубленному изучению отдельных предметов у следующих учителей: Ефанова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы Моргаушской средней школы, Ефанов Олег Данилович, заместитель директора и учитель русского языка и литературы Моргаушской средней школы. Они подготовили призеров по литературе и мировой художественной культуре. Семенов Игорь Вячеславович, преподаватель и организатор основ безопасности и жизнедеятельности Б.Сундырской средней школы. В целях подготовки обучающихся к олимпиадам во время осенних каникул организовать профильные лагеря по работе с одаренными детьми.

Мониторинг образовательных и трудовых траекторий выпускников 9 и 11 классов позволяет оценить социализацию детей в современном обществе, а также рассмотреть уровень привлекательности профессионального образования на территориях Чувашской Республики  и Российской Федерации.

Выпускники 9 классов, получив документ об основном общем образовании, выбирают образовательную траекторию развития. По предварительным данным 55 процентов обучающихся продолжат обучение в 10 классах средних школ, остальные –45 процентов  в профессиональных образовательных организациях (НПО (4,5%) и СПО (40,5%).

         Выпускники 11 классов определили следующий статус: 67 процентов поступили в высшие учебные заведения, 22 процента – в организации среднего профессионального образования, 4,5 процента – трудоустроились, 3,3 процента –идут на службу в армию, 3,3 процента – без статуса.  6 выпускников средних школ не определили свою образовательную и трудовую траекторию. Администрации средних школ проанализировать социализацию своих выпускников и принять меры по сокращению численность детей, не определивших свой дальнейший статус.   

  На  25 августа текущего года все образовательные учреждения района приняты к новому  учебному году.

Хисепле верентекенсемпе воспитательсем тата хушма пěлÿ паракан педагогсем!

Сире Çěнě вěренÿ ҫулěпе чунтан саламлатăп. Ӗҫ пӗлмен ҫын пурнӑҫ тума та пӗлеймест, тене ваттисем. Пирěн, вěрентекенсен, ашшě-амăшесемпе  ачасене воспитаннипе пěлÿ панă май ěҫе те хăнăхтарса пымалла. Вěсем пурнăҫра хăйсене тупма пултарччăр, ҫирěп кăмăллă, хастар пулччăр, йывăрлăхсене ҫинтерсе пыччăр. Халăхăмăршăн питех те пысăк пěлтерěшлě шутланакан ăс-хакăлпа кăмăл-сипет хаклăхěсене хамăр хыҫҫăн килекен ăрусем валли сыхласа хăварччăр.

Çěнě вěренÿ ҫулěнче ҫирěп сывлăх, телей, ҫěнě ÿсěмсем сунатăп. Ачасене воспитанипе тарăн пěлÿ парас ěҫе пахалăхлă туса пырасса шанатăп.