Доклад начальника отдела образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики З.Ю. Дипломатовой «Повышение качества математического и естественнонаучного образования»

ДОКЛАД

начальника отдела образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики  Зои Дипломатовой «Повышение качества математического и естественнонаучного образования»

 

Добрый день, уважаемые участники и гости конференции!

Приятно видеть  Вас на традиционной августовской педагогической конференции перед началом нового 2014-2015  учебного года. 

 Августовская педагогическая конференция – особая традиция, на которой анализируем и интерпретируем данные с целью выявления  состояния  и тенденции  развития системы образования Моргаушского района, рассматриваем  назревшие проблемы  и  предпринимаем меры для их решения. 

Пользуясь,   случаем,  хочу выразить  благодарность Министерству образования и молодёжной политики Чувашской Республики, администрации района, коллективам образовательных организаций за своевременно принятые меры и проделанную работу по приведению объектов образования к современным условиям  организации образовательной деятельности к новому  учебному году.

Сегодня на 4 площадках было организовано обсуждение актуальных вопросов повышения качества математического
и естественнонаучного образования на всех уровнях образования.

Модераторы  дискуссионных площадок отметили, что прошел  заинтересованный разговор по обозначенным темам. По итогам обсуждения выработаны рекомендации, руководители дискуссионных площадок должны передать их в отдел образования.

24 декабря 2013 года распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена концепция развития математического образования в Российской Федерации.

Основной целью концепции является выведение российского математического образования на лидирующие позиции в мире. Математика должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом.

Нам необходимо обратить внимание к проблемам математического образования, выработать единые принципы и подходы к преподаванию предметов математического и естественнонаучного цикла и, учитывая разнообразие образовательных организаций, на его основе, принимать более содержательные и взвешенные решения. Все образовательные учреждения района должны принять план мероприятий по реализации «дорожной карты» концепции развития математического образования в Российской Федерации.

 

 

Говорят, кто не думает о будущем, тот его и не имеет. Общество проявляет активную заинтересованность в будущем образования, которое сегодня уверенно движется по пути развития и решает не только задачи качества и эффективности, но и задачи инновационного развития экономики. Система образования Моргаушского района нацелена на выполнение муниципальной  программы Моргаушского района Чувашской Республики «Развитие образования» в Моргаушском районе Чувашской Республики на 2014–2020 годы». Это: обеспечение доступности качественного образования, ориентированного на формирование конкурентоспособной личности, отвечающей требованиям инновационного развития экономики, обладающей навыками проектирования собственной профессиональной карьеры и достижения современных стандартов качества жизни на основе общечеловеческих ценностей и активной гражданской позиции

В течение последних десятилетий наблюдается постепенное снижение интереса школьников к предметам естественно-математического цикла. Такое явление в условиях научно-технической революции и расширяющегося процесса информатизации общества кажется парадоксальным.  Сегодня на большом августовском  педсовете  мы рассмотриваем тему о повышение качества математического и естественнонаучного образования.

Уважаемые коллеги, приступая к рассмотрению темы, необходимо проанализировать имеющийся опыт, достигнутые результаты, решённые и ещё не решённые проблемы. А результаты муниципальной системы образования радуют нас с  одной стороны и заставляют задуматься с другой.

Равные стартовые  возможности получения  образования  детьми дошкольного возраста  обеспечивает дифференцированная  сеть  образовательных организаций, состоящая из 14 детских садов, 16 дошкольных  групп и 2-ух групп кратковременного  пребывания для дошкольников при  общеобразовательных организациях и 3 учреждений «Начальная школа – детский сад».  Общая численность дошкольников, проживающих в районе 2495, из них 351 – дети до 1 года. Дошкольными образовательными услугами охвачено 1706 детей (2012-2013 уч.г. -1655), что составляет 79,6 % (2013 г.-80,1%). Из них 99,0% дети старшего дошкольного возраста (5-6,5 лет), заняты различными  формами предшкольной  подготовки.   Для  детей старше 3 лет очередь  в дошкольные  образовательные  учреждения   ликвидирована.  

Воспитательной и образовательной деятельностью в дошкольных образовательных организациях  занимаются 145 педагогов, из них 107 (73,8%) (по ЧР 2013 г. -48,3%) имеют высшее педагогическое образование. 129 человек (88,9%) имеют квалификационные категории. 71 педагог имеют педагогический стаж 20 и более лет.

Формирование математического мышления и естественнонаучной картины мира начинается в дошкольном возрасте. Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего бурным развитием науки, связанной с математикой и проникновением её в различные области знаний.

Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства, моделирования на электронно - вычислительных машинах и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому обучение в детском саду направленно прежде всего на воспитание у детей полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует развитие элементарных математических представлений. Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой. В связи с этим систематически перестраивается содержание обучения математики в школе и детском саду.

Естественно, что основой познания является сенсорное развитие, приобретаемое посредством опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления – образы предметов, их свойств, отношений. На основе практических действий у детей формируются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация.

В связи с внедрением федеральных государственных стандартов дошкольного общего образования необходимо пересмотреть отношение воспитателей к организации образовательной деятельности, уделяя внимание проектированию, конструированию, исследованию.  За последние годы заметно возросло  количество мероприятий, направленных на раннее выявление и развитие интеллектуальных, творческих, физических  способностей детей: конкурс творческих проектов и исследовательских работ дошкольников и младших школьников «Я – исследователь», интеллектуальные игры и т.д. Анализ показывает, что на данных мероприятиях представляются работы реферативного характера, не учитываются возрастные особенности детей, не соблюдается структура представления проектно-исследовательской работы. Конкурсные материалы имеют больше творческий характер, на втором месте работы есественно-научного направления и практически отсутствуют с математическим уклоном.  Ежегодное активное участие на конкурсах различного уровня принимают  воспитанники детских садов «Солнышко», «Путене», «Василек», «Малыш», «Колокольчик», «Мечта». Что не скажешь о других дошкольных образовательных организациях и дошкольных групп при общеобразовательных школ. Напрашивается вывод: не созданы условия для развития исследовательских навыков. Недавно при встрече Главы Чувашской Республики Михаила Васильевича Игнатьева с активом Моргаушского района было отмечено, что заработная плата педагогических работников повышается, образовательные организации  ответственны за повышение качества образования детей.  За 1 полугодие текущего года средняя зарплата  педагогических работников дошкольного образования, включая дошкольные группы с учетом отпускных составила 21497 рублей, что на 288 процентов выше по сравнению с 2011годом (по Чувашской Республике – 21135 рублей). Средняя зарплата учителей – 25163 рубля, на 235 процентов выше по сравнению с 2011годом (по ЧР – 26837,7 рублей). Средняя зарплата педагогических работников  учреждений дополнительного образования детей – 17896,67 рублей, на 204 процента выше по сравнению с 2011годом.

Как было отмечено в докладе на республиканской конференции российская модель дошкольного образования застряла в 70-х годах прошлого века. Нам необходимо пересмотреть методы, приемы  работы и изучать и внедрять концепции личностно-ориентированного социально-педагогического подхода! Для этого нам необходимо  переобучить воспитателей дошкольных образовательных организаций. 

Исследования показывают, что более 70 процентов детей
в 1-2 классах начального звена своим любимым предметом называют «математику», то уже в 4 классе таких только 55 процентов, в 7 классе – менее 30 процентов. Как мы умудряемся напрочь отбить интерес к математике!? Следовательно теряется интерес к физике, химии, биологии…, где в основу заложены математические знания и умения. 

Одной из оценочных процедур, позволяющих выявить отдельные характеристики качества образования, являются предметные олимпиады. Результаты всероссийской олимпиады напрямую связаны с эффективностью организации предметных олимпиад на школьном и муниципальном уровнях. Если в 2010 году в на муниципальном этапе приняли участие 45,7 процента обучающихся, то в 2013 году – 55,8 процента. По итогам республиканского этапа всероссийской олимпиады школьников в 2013-2014 учебном году победителями и призерами стали 14 человек, что составляет 15 % от общего числа  участвующих в  республиканском этапе  (2010-2011 учебный год –  17 чел., 2011-2012 учебный год –   8 чел. 2012-2013уч.г. – 14 чел.). Количество участников Всероссийской олимпиады школьников с 1 в 2010 году увеличилось до 5 в 2014 году.

Результаты участия на республиканском этапе Всероссийской олимпиады школьников по физико-математическим и естественнонаучным предметам вы видите на слайде. (Слайд: в 2009-2010 учебном году заняли  2 призовых места по биологии, 1 призовое место – по химии, 1 призовое место – по экологии, в 2010-2011 – 3 призовых места по биологии, 1 призовое место по экологии, в 2011-2012 учебном году – 1 призовое место по биологии, 1 призовое место по химии, в 2012-2013 учебном году – 1 призер по биологии, 1 призер по экологии, в 2013-2014 учебном году – 1 призер по экологии.) Ответственно к работе относятся учителя Моргаушской средней школы Ананьева Веста Николаевна, Андреева Галина Венедиктовна, учитель Б.Сундырской средней школы Матвеева Изольда Куприяновна, обучающиеся которых  занимают призовые места на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии, химии, экологии.

Школьники нашего района из года в год показывают плохие результаты по математике и физике. Методисты и учителя не имеют анализа пробелов знаний и плана действий по улучшению качества подготовленности ребят для участия на олимпиадах.

В последние годы в районе наблюдается нехватка квалифицированных инженерных кадров.  Для решения данной проблемы в 5 общеобразовательных учреждениях открыты инженерные классы (Моргаушская, Б.Сундырская, Чуманкасинская, Юськасинская, Калайкасинская средние школы). В 2013 году школы оснащены современным учебно-лабораторным оборудованием для проведения занятий по робототехнике на  сумму 570,611 тыс. руб. В результате школьники получили возможность с раннего возраста приобщиться к программированию и моделированию. В течение прошлого учебного года для участников данного проекта в республике проводилось много мероприятий. На республиканском командном соревновании по робототехнике «Сумо» команда Моргаушской средней школы заняла 6 место, руководитель Волков Олег Константинович, учитель информатики.

Сегодня Вам была представлена возможность ознакомиться с  работой  инженерно-технических классов на секциях Ярабайкасинской средней школы.

Для развития  инженерно-технического мышления детей максимально необходимо использовать ресурсы системы дополнительного образования. В 2014-2015 учебном году завершится внедрение федерального государственного стандарта начального общего образования. В течение текущего учебного года нам предстоит разработать основные общеобразовательные программы основного общего образования в соответствии с ФГОС.  Перед администрацией школы ставлю задачу по эффективному использованию ресурсов дополнительного образования для организации внеурочной деятельности, а именно педагогов дополнительного образования в инженерно-техническом образовании школьников. Об этом говорилось на республиканской конференции работников образования.

Раскрывая сегодняшнюю тему,  хотелось бы остановиться на результатах работы станции юных техников.

В течение ряда лет учреждение является победителем Спартакиады школьников Чувашской республики по спортивно-техническим и прикладным видам спорта на Кубок им. Космонавта А.Г.Николаева. О деятельности станции более подробно расскажет в своем выступлении директор. Однако хочу отметить, что в ней работают компетентные, высококвалифицированные специалисты, сплоченная команда. Моргаушский района является площадкой для проведения республиканских соревнований по авиамоделированию, картингу.  Хотелось бы выразить слова благодарности коллективу Станции юных техников.

Кружки естественнонаучного направления работают через дом детского творчества: школьные лесничества, юные экологи и т.д.  Ежегодно команда «Лесовички» Юнгинской средней школы занимают призовые места на республиканском конкурсе школьных лесничеств. Руководителем является Ермакова Татьяна Владимировна, победитель конкурса на денежное поощрение Президента Российской Федерации.

В целях выявления одаренных детей в районе проводятся различные конкурсы: для дошкольников и обучающихся 1-4 классов – интеллектуальные игры,  для обучающихся 5-6 классов - олимпиада по математике «Юные дарования», для  обучающихся 5-11 классов - конференция-фестиваль «Excelsior».

Большой популярностью пользуется Республиканская Дистанционная Олимпиада учащихся 9–11 классов по 5 предметным номинациям: физика, биология, обществознание, русский язык, математика.

Независимая система оценки качества образования, сформированная в Российской Федерации, включающая единый государственный экзамен и национальные экзамены свидетельствует об отрицательной динамике успеваемости обучающихся общеобразовательных школ Моргаушского района по ряду предметов, в том числе математического и естественнонаучного направления.

По итогам учебного года к государственной (итоговой) аттестации было допущено 98 процентов  обучающихся 11 классов. 4 одиннадцатиклассника Б.Сундырской, Орининской, Сятракасинской, Юськасинской средних школ были недопущены к выпускным экзаменам. В форме ЕГЭ проходили  государственную (итоговую) аттестацию 197 человек, из них не сдали обязательный экзамен по математике 7 выпускников, что составило 3,5  процентов (2012 -13 уч. год-  3 чел., или 1,2 процента, 2011-12 уч.г. ______ человек или ____ процентов). Не преодолели минимальный порог 4 одиннадцатиклассника Юськасинской, по одному одиннадцатикласснику Моргаушской, Калайкасинской, Сятракасинской средних школ.

Средний балл единого государственного экзамена по математике, физике ниже среднереспубликанского показателя, биологии и химии, выше среднереспубликанского. Если в 2011-2012 учебном году средний балл по математике был выше среднереспубликанского показателя, то по итогам 2013-2014 учебного года район  стал аутсайдером. Напрашивается вопрос: «Что случилось?». Причина в обучающихся или в педагогических кадрах. Уважаемые директора! Отделом образования ставятся задачи по улучшению качества образования, определению трудовой траектории старшеклассников, организации профильного обучения, подготовки к успешной социализации выпускников школ, обновлению педагогических кадров, созданию условий для развития личности ребенка и сохранению и укреплению здоровья детей. Но администрации общеобразовательных школ не в полной мере осознают  возложенные на них Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» обязательства.  Если средний балл ЕГЭ по математике по району составляет 40,42 балла, то у  выпускников двух  ресурсных центров Калайкасинской, Юськасинской средних школ, где сконцентрированы финансовые, материально-технические, педагогические ресурсы,  ниже среднерайонного показателя: 38,22 балла и 35,67 балла соответственно.  Все это с учетом снижения Рособрнадзором минимального порога ЕГЭ по математике с 24 до 20 баллов, по русскому языку с 36 до 24 баллов. Выше среднереспубликанского показателя ЕГЭ по математике могли набрать обучающиеся Нискасинской средней школы - 48 баллов (по ЧР-47,6 баллов), аутсайдерами оказались Юнгинская, Ориниская, Юськасинская, Калайкасинская средние школы.

 

Результаты экзаменов по предметам естественнонаучного направления, т.е. предметам по выбору свидетельствуют  об успешной сдаче экзаменов по химии, географии, биологии. Но в тоже время результаты ЕГЭ по физике ниже,  чем  в среднем по республике. Из обучающихся, сдававших ЕГЭ по выбору не преодолели минимальный порог по физике 4 выпускника Сятракасинской, 3 – Калайкасинской, 1 – Юськасинской средних школ, по биологии и химии все справились. Высок процент количества обучающихся, сдававших третий экзамен по выбору в Калайкасинской, Б.Сундырской, Моргаушской, Сятракасинской, Юськасинской, Нискасинской средних школ. В среднем по району данный показатель составляет около 122 (ста двадцати двух) процентов.

Уважаемые коллеги, хотя и говорят, что результаты ЕГЭ не являются оценкой деятельности учителя, однако специалистами определена прямая зависимость результатов обучающихся от компетентности педагога. 

Из 349 обучающихся 9 классов допущено к итоговой аттестации 97 процентов, 0,5 процентов выпускников не получили аттестата об основном образовании (Москакасинская СОШ и Б.Карачкинская ООШ). К итоговой аттестации выпускников 9 классов не допущены 5 обучающихся Б.Сундырской, 3 Нискасинской, 2 Москакасинской, 1 Сятракасинской средних школ. 

Результаты основного государственного экзамена рассматриваемых на конференции предметов следующие: средняя оценка по математике 3,6, по одному ученику Москакасинской средней школы и Б.Карачкинской основной школы получили неудовлетворительные оценки, по химии справились все, по биологии не справились 2 ученика Юськасинской, по одному Москакасинской и Калайкасинской средних школ, по физике по одному ученику Орининской средней школы и Адабайской основной школы. 

Результаты экзаменов по математике, физике не просто настораживают, а требуют качественных изменений в процессе преподавания предмета. Поэтому одним из основных направлений деятельности методических советов школ,  районных методических объединений учителей математики и физики должна стать разработка практических шагов по реализации концепции развития математического образования, широко обсуждаемой сегодня всей педагогической общественностью.

В районе из 13 средних школ, из них  9 базовых (Моргаушская, Москакасинская, Б.Сундырская, Калайкасинская, Нискасинская, Тораевская, Чуманкасинская, Юнгинская, Юськасинская средние школы). Они  создавались  для того, чтобы обеспечивалась доступность качественного образования для всех детей независимо от места жительства и доходов родителей, уровень образования в них соответствовал уровню образования городских школ,  сельские дети смогли быть конкурентными наравне со своими городскими сверстниками.  Как отметил Министр образования и молодежной политики Чувашской Республики Владимир Иванов задача, поставленная перед ними  не выполняется. В ближайшее время Министерством будет пересмотрен перечень базовых школ. 

Остро стоит вопрос сетевого взаимодействия  базовых школ с образовательными  учреждениями  в организации  профильного обучения,  направленного  на реализацию  индивидуальных образовательных  запросов, интересов  и потребностей  старшеклассников. В 2013-2014 учебном году профильном обучением было охвачено 51 процент старшеклассников.

В 2014-2015 учебном году нас ожидают новшества. В декабре наши выпускники будут писать итоговое сочинение. Математика и языки очень тесно взаимосвязаны. В школе мы должны научить детей двум вещам – говорить и думать! Говорить учат языки, литература, думать – математика и другие предметы.

Напомню, что 2015 год объявлен Годом литературы.  Только гармоничное сочетание чувственно-эмоционального отношения ребенка к рассудительно-логической деятельности дает воспитательный эффект. Поручаю руководителям образовательных организаций разработать план мероприятий по реализации Года литературы.

Кстати, к началу учебного года в школы поступило 8517 экземпляров учебно-методической и художественной литературы на сумму 2585, 510 тысяч рублей, 7074 экземпляров  учебников на сумму 2425,546 тысяч рублей.

Как известно, реализация нового Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования должна заканчиваться обязательной сдачей иностранного языка на итоговой аттестации обучающегося.  В 2022 году все нынешние четвероклассники в рамках нового ФГОС основного общего образования, будут сдавать данный экзамен. Соответствующая работа по подготовке к сдаче ЕГЭ по иностранному языку должна вестись сегодня.

 

Как отметил министр Владимир Иванов в своем докладе «Предметы математического цикла способствуют осознанному использованию графических изображений, умению мыслительно видеть за графическими изображениями содержание. Эти особенности надо развивать интегрируя предметы, формируя метапредметные компетенции на уроках физики, технологии, ИЗО, информатики и даже литературы и музыки. Вынужден констатировать, что, к сожалению, учителя еще не научились по-настоящему, в рамках рабочих программ  и расписания уроков, интегрировать уроки, активно использовать проектную технологию вместо привычных уроков. Широкие возможности для этого дает и национальная культура….

… Проектная деятельность по математике позволяет приобщать школьников к национальной культуре, знакомить их с элементами декоративно прикладного искусства Чувашии», конец цитаты.

Необходимо отметить проблему продолжения образования выпускников 9-х и 11-х классов. Среди выпускников бытует мнение о непрестижности среднего профобразования.

Уважаемые руководители школ, учителя! Приоритеты государственной политики за последние годы поменялись, необходимо разрушить стереотипы о рабочих профессиях. Муниципалитеты перестали оценивать по поступлению выпускников  в высшие учебные заведения! Экономике нужны высококвалифицированные рабочие. Необходимо  усилить работу по  профориентации в среднем звене, результатом которой, может стать рациональное формирование 10-х классов. 10-11 классы – это профильные классы, сформированные
на решение задач молодого человека, нацеленного на получение элитного, востребованного образования. Желание педагогических коллективов любыми путями заполнить 10-11 классы считаю антипедагогической  и антигосударственной позицией, так отметил Министр образования Владимир Иванов. По предварительным данным средних школ численность обучающихся на предстоящий учебный год выглядит следующим образом:  Моргаушская -60, Б.Сундырская -33, Ильинская -4, Москакасинская -5, Юськасинская -15, Калайкасинская -12, Нискасинская -12, Ориниская-12, Сятракасинская -9, Торевская -9, Чуманкасинская-12, Юнгинская -5, Ярабайкасинская -8. Напрашивается вопрос по оптимизации сети средних школ. Формирование 10 классов на новый учебный год будет по итогам аттестации выпускников.

На слайде мы также отразили трудовую траекторию выпускников 9 и 11 классов за последние 3  учебных года.

Не стоит упускать из виду, личность учителя являющегося  ведущим фактором любого обучения. В районе работают 36 учителей математики, из них 5,5 процентов имеют высшую категорию, 86,1 процент – первую категорию. В возрасте до 35 лет -11,1 процента, 25 процентов – пенсионного возраста.  43 учителя естественнонаучного цикла, из которых 18,6 процента имеют высшую категорию, 69,7 процентов – первую. 14 процентов  в возрасте до 35 лет, 4,7 процента – пенсионного возраста. Заметно, что работоспособность учителей естественнонаучного цикла выше, чем у учителей математики. Следовательно,  стоит проблема обновления кадров математического цикла, хотя в реальности предложения по данной специальности на рынке труда нет, а спрос остается.

Также наблюдается большая активность участия учителей естественнонаучного цикла на профессиональных конкурсах.

Переход на федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования к условиям организации образовательного процесса. Для организации математического и естественнонаучного образования в образовательных организациях оборудовано 28 компьютерных классов, оснащена 11 интерактивными досками, 108 мультимедийными проекторами, имеется 676 компьютеров, 23 кабинета математики, 17 кабинетов физики, 7 кабинетов биологии, 7 кабинетов химии, 17 комбинированных кабинетов, включая оборудованные кабинеты, поступившие в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2006-2008 годах. Образовательные школы укомплектованы  учебниками, учебно-методической литературой, цифровыми  образовательными ресурсами. Большесундырская средняя школа участвует в республиканском проекте по апробации индивидуального образовательного маршрута «Путеводитель» по физике и биологии.

За последние три года 40 учителей математики, физики, биологии и химии прошли курсы повышения квалификации на базе чувашского республиканского института образования, из них 25 процентов подготовлено по переходу на ФГОС основного общего образования. Напомню,  что в 2014-2015 учебном году, учителя, которые будут работать в пятых классах должны пройти курсы повышения квалификации не менее 72 часов.

Требования к учителю современной школы четко обозначены
в Комплексной программе повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных учреждений, утвержденных заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец 28 мая 2014 г.

Программа утверждает профессиональный стандарт педагога (воспитателя, учителя), в ближайшее время необходимо  провести его обсуждение в каждом педколлективе, и подпрограмму модернизации педагогического образования.

Поручаю руководителям образовательных организаций рассмотреть на педагогических советах выступление Главы Чувашской Республики Михаила Игнатьева,  доклад Министра образования и молодежной политики Чувашской Республики Владимира Иванова  на республиканской конференции работников образования, публичный доклад Министерства образования Чувашской Республики «О состоянии и результатах деятельнсоти  системы образования Чувашской Республики», публичный доклад отдела образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской республики «О состоянии и результатах деятельности системы образования Моргаушского района Чувашской Республики», провести анализ работы учреждений за прошлый учебный год, включая результаты основного государственного экзамена выпускников 9 классов и единого государственного экзамена выпускников 11 классов, с последующим принятием управленческих решений.

Руководителям районных методических объединений учителей - предметников  также поручаю проанализировать результаты экзаменов, олимпиад и разработать  тактику работы по повышению качества математического и естественнонаучного образования на ближайшие годы.

В завершении своего выступления хотелось бы отметить и наши успехи. Показателями деятельности отдела, образовательных организаций, педагогов  за 2013-2014  учебный год являются:

1 место на Х Спартакиаде школьников Чувашской республики по спортивно-техническим и прикладным видам спорта на Кубок им. Космонавта А.Г.Николаева в 2013-2014 учебном году;

II место на II Спартакиаде юнармейцев Чувашской Республики в 2013-2014 учебном году;

IV  место на XVI  Спартакиаде школьников на Кубок Главы Чувашской Республики 2013-2014 учебного года;

VII место на III  Туриаде школьников Чувашской Республики 2013-2014 учебного года;

Грант Главы Чувашской Республики детского сада №13 «Малыш» в размере 200 тыс. рублей.

 I место в республиканском  конкурсе  профессионального мастерства  работников  сферы  государственной  молодежной политики  в номинации «Руководитель  органа  по делам  молодежи»;

 I место в республиканском конкурсе  муниципальных программ по работе с детьми и  молодежью с присуждением гранта в размере 30 процентов от финансирования подпрограммы муниципальной программы «Молодежь Моргаушского района: 2014-2020 г.г.».

Уважаемые коллеги!

Начало учебного года - это  долгожданная встреча с участниками образовательного процесса,  новый этап в важной работе, от которой зависит будущее каждого из нас, нашего района  и страны в целом. Ведь в современном мире только образованные и активные люди добиваются успехов и признания. Нет ни одной сферы жизни, где не были бы востребованы глубокие профессиональные знания.

Осознавая себя частицей большой, многомиллионной, сильной страны, мы стремимся к возрождению значимости и величия Отечества. Мы должны помнить и чтить наше прошлое, помогающее стать личности мудрой, гордой за свою Родину. Россия – страна с интересной и славной историей, необъятными просторами, неисчерпаемыми природными богатствами, уникальной культурой. Нам есть, чем гордиться.

От всей души желаю, уважаемые коллеги, крепкого здоровья, неиссякаемой энергии,  творческого потенциала,  способных и благодарных учеников!  Пусть 2014-2015 учебный год будет  приятным, продуктивным,  удачным и принесет только радость.

Начальник                                                           З.Ю.Дипломатова