Доклад начальника отдела образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района З.Ю.Дипломатовой на августовской конференции работников образования

Добрый день  уважаемые участники конференции, гости и приглашенные!

 

Мы рады нашей очередной встрече перед началом нового 2013-2014 учебного года, на которой обсуждаем результаты работы за прошлый учебный год, анализируем достижения и ставим новые задачи на предстоящий период и  ближайшую перспективу. Позади остались напряженные летние дни: волнующая всех государственная итоговая аттестация выпускников 9 и 11 классов и определение их трудовой траектории, вопросы организации летнего отдыха и  оздоровления  детей, проведение текущего и косметического  ремонта образовательных учреждений и многих других вопросов,  касающихся подготовки детских садов, школ, учреждений дополнительного образования к новому учебному году. На  15 августа текущего года все образовательные учреждения района приняты к новому  учебному году. Пользуясь  случаем,  хочу выразить  благодарность Министерству образования и молодёжной политики Чувашской Республики, администрации района, коллективам образовательных учреждений  за своевременно принятые меры и проделанную работу по приведению объектов образования к современным условиям  организации образовательной деятельности.

С 01 сентября текущего года  вступает в силу федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации», где четко определена структура системы образования, которая включает в себя и  федеральные государственные образовательные стандарты.  Как отмечено в Концепции духовно-нравственного развития личности и воспитания гражданина России «Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов  в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны… Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни». Поэтому тема конференции посвящена проблеме воспитания  личности.

Сегодня вся система образования Моргаушского района  представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и сети реализующих их учреждений. В новом учебном году свои двери раскроют 43 образовательных учреждения: 14 детских садов, 3 начальные школы -детских сада, 9 основных и 13 средних школ, 4 учреждения дополнительного образования детей.

В районе реализуется комплекс целевых программ: «Программа развития образования в Моргаушском районе Чувашской Республики на 2012–2020 годы», «Молодежь Моргаушского района: 2011-2020 годы», «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в Моргаушском районе Чувашской Республики на 2012-2020 годы»,  «Совершенствование организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях Моргаушского района на 2012-2014 годы»,   «Развитие физической культуры и спорта в Моргаушском районе: 2012-2020 годы», «Безопасность в муниципальных образовательных  учреждениях Моргаушского  района Чувашской Республики на 2011-2013 годы» и другие подпрограммы.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Воспитательной работой  в общеобразовательных школах занимаются 26 заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе, 14  заместителей директоров школ по воспитательной работе, 22  старших вожатых, 9 социальных педагогов, 3 психолога, 248 классных руководителей. Все классные руководители имеют высшее педагогическое образование и достаточный опыт работы. Только 11 процентов из них имеют стаж работы до 5 лет. В целях оказания методической помощи, диссеминации накопленного опыта в районе функционирует методическое объединение, во всех школах действуют школьные методические объединения классных руководителей.

Реализация приоритетного национального  проекта «Образование» позволила нормативно закрепить статус классного руководителя, и данный вид деятельности включен в структуру заработной платы учителя, что значительно повысило мотивацию педагогических работников к осуществлению воспитывающей деятельности. Классные руководители получают дополнительное ежемесячное денежное вознаграждение в размере 1000 рублей за классное руководство в классах с наполняемостью не менее 14 человек – в сельской местности за счет средств федерального бюджета, до 600-700  рублей в месяц в рамках софинансирования из бюджетов образовательных учреждений. В 2013 году в консолидированном бюджете Чувашской Республики на выплату денежного вознаграждения за выполнение функций классного руководства предусмотрено 3,8 млн. рублей.

Средний размер ежемесячного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя в 2012 году составил 1121  рубль. В целях трансляции инновационных педагогических технологий, создания системы моральной и материальной поддержки ежегодно с 2005 года проводится конкурс на определение лучших классных руководителей «Самый классный классный». За последние три года на районном этапе  приняли участие 75  классных руководителей, на школьном -173, 4  классных руководителя вышли в очный тур республиканского этапа конкурса. Это Иванова Татьяна Михайловна, Васильева Валентина Геннадьевна, Ковалева Оксана Михайловна, педагоги Чуманкасинской средней школы, Кожевникова Полина Петровна, педагог Нискасинской средней школы. В публичном докладе Минобразования Чувашии за 2012-2013 учебный год отмечено, что низка активность классных руководителей в Моргаушском районе (9,7%).  В организации воспитательной работы педагогическому персоналу  оказывается помощь школьными психологами, социальными – педагогами. В течение 2012-2013 учебного года центром диагностики и консультирования «Доверия» отдела образования  проведены диагностические работы с двумя тысячами школьников, шестьюдесятью тремя родителями, более чем со ста пятьюдесятью педагогами. На индивидуальные занятия в течение года пришло двести восемьдесят один ребенок, групповые занятия  были проведены с тремя тысячами детьми и более четырехсот пятидесяти взрослыми. Консультирование прошли 941 ученик, 112 родителей, 118 педагогов. 

Особое значение в районе  придается патриотическому воспитанию детей и подростков. Основы и фундамент активной гражданской позиции закладываются и формируются в ходе учебного процесса и получают свое дальнейшее развитие в системе внеклассной, внешкольной работы и дополнительного образования.

Значительным потенциалом  для формирования  гражданина -  патриота обладают военно-патриотические клубы, волонтерские  движения. В районе организовано 5 военно-патриотических клубов: «Родина» при Моргаушской средней школе, «Юнга» при Юнгинской средней школе, ВПК им.Шуйцева при Б.Сундырской средней школе,  ВПК им.Алексеева при Чуманкасинской средней школе, ВПК им. Борисова при Шатьмапосинской основной школе. Впервые в республике провели спартакиаду юнармейцев,  на которой воспитанники Моргаушского района заняли 2 место.

Ежегодно юнармейцы Моргаушского района принимают активное участие на республиканских  играх юнармейского движения «Зарница» и «Орленок». По итогам проведения 45 финальных  игр в группе военно-патриотических клубов ВПК «Родина» при Моргаушской средней школе стал победителем. Им вручен денежный  сертификат  на приобретение  спортивного и туристического оборудования. В группе «Орленок»  отделение  юнармейцев Б.Сундырской средней школы заняло 3 место. Хотелось бы отметить значительный вклад руководителей вышеуказанных объединений. Это преподаватели – организаторы основ безопасности жизнедеятельности Львов Владимир Гурьевич, Семенов Игорь Вячеславович. Их воспитанники участвуют также на многих военно-спортивных конкурсах. Объединение «Школа выживания» Моргаушской средней школы и объединение «Морское троеборье»  Б.Сундырской средней школы заняли первые места на республиканских соревнованиях по прикладному морскому пятиборью – Х Большом сборе  юных моряков, призовые места в межрегиональных соревнованиях по военно-прикладному двоеборью. 

Традиционно в районе среди средних школ проводится спартакиада по военно-прикладным видам спорта. В рамках указанной спартакиады проводилось 9 соревнований, с участием более 500 детей. По итогам 2012-2013 учебного года победителем стала Моргаушская средняя школа, призерами Б.Сундырская, Юнгинская средние школы. Результативность работы непосредственно связано с квалифицированными кадрами и имеющейся материально-технической базой образовательных учреждений. Внеучебные достижения учащихся характеризуются активностью участия в различных конкурсах, соревнованиях, конференциях и результатами выступления. Предметные олимпиады являются одной их оценочных процедур, позволяющих выявить отдельные характеристики качества образования. В 2012-2013 учебном году на муниципальном этапе предметных олимпиад школьников приняло участие 1937 школьников, из них 304 стали призерами, 105 победителями. На республиканском этапе Всероссийской предметной олимпиады школьников по 21 предмету  участвовали 109 обучающихся  района, из них 1 стал победителем,  13 - призерами. Рейтинг призеров определился  по следующим школам: Б.Сундырская -5, Моргаушская – 4, Нискасинская,  Орининская, Тораевская, Кашмашская по одному призеру. (портреты учителей)

Одним из показателей эффективности работы классного руководителя, педагогического коллектива образовательного учреждения и воспитательной работы  в целом является улучшение показателей детской преступности. Более подробную информацию о преступности среди несовершеннолетних мы услышим из выступления  начальника отделения подразделения по делам несовершеннолетних. Настораживает тот факт, что за первое полугодие текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается рост преступления среди несовершеннолетних на 100 процентов. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

 Ведется целенаправленная работа с родителями и законными представителями. На контроле  сектора опеки и попечительства состоят 118 семей, которые не уделяют  должного внимания воспитанию и содержанию детей. В данных семьях проживает 243 ребенка. Классные руководители ведут учет посещаемости  детьми  общеобразовательных школ.

Одним из направлений в деятельности классных руководителей является профилактика социального сиротства. Данную функцию они выполняют в тесном взаимодействии со специалистами органов опеки и попечительства и социальными педагогами. В настоящее время в районе проживает 19 детей-сирот и 74  ребенка, оставшегося без попечения родителей.  По итогам 2012 года в районе выявлен 1 ребенок-сирота. Следует отметить, что доля детей-сирот в общей численности детского населения составляет 1,2%, а за первое полугодие 2013 года -0,7%. Это  свидетельствует об эффективной профилактике социального сиротства всех субъектов профилактики, в том числе и классных руководителей.

В обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина в школе основная роль отводится таким направлениям работы, как патриотическое, духовное и нравственное воспитание, формирование гражданственности, развитие ценностного отношения к миру природы, воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни и т.д.

Воспитательный процесс строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. В рамках организации воспитательного процесса ежегодно в образовательных учреждениях проводится более 1600 мероприятий разного уровня, направленных на формирование духовно-нравственных качеств личности, толерантного мировоззрения.

Обучение здоровому образу жизни, формирование ценности здоровья в представлениях подрастающего поколения – актуальная задача детского сада,  школы, учреждений дополнительного образования. Образовательные учреждения должны помочь ребенку понять, что здоровье – это ценность, а главным резервом здоровья человека является его образ жизни, а также дать детям  необходимые знания, помочь сформировать навыки ЗОЖ. Задачи школы при подготовке ученика к самостоятельной жизни предполагают формирование у школьника культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни.

Вопросам организации питания школьников в последние годы  уделяется  повышенное внимание. По итогам прошлого учебного года двухразовым горячим питанием охвачено 97 процентов детей. Ведется целенаправленная работа   по укреплению и обновлению  материально-технической базы пищеблоков  образовательных учреждений. В рамках реализации  программы  по оптимизации  модели  современного пищеблока в районе  осуществлялась модернизация пищеблоков Юськасинской, Чуманкасинской, Сятракасинской, Калайкасинской, Юнгинской, Б.Сундырской средних школ. На проведение ремонта  вышеперечисленных школ из местного бюджета выделено 800,810 тыс.рублей  и на закупку  столовой мебели 707,850 тыс. рублей. Технологическое оборудование  для  пищеблоков из республиканского бюджета  поступило на сумму  4194,225 тыс. рублей. В 2012 году в рамках данного проекта провели капитальный ремонт пищеблока Моргаушской средней школы  за счет местного бюджета  на сумму 941,500 тыс.рублей  и закупили столовую мебель  на сумму 358,500 тыс. рублей.  Обновили  технологическим  и холодильным  оборудованием за счет республиканского бюджета на сумму 1199,670 тыс. рублей.

В создании условий полноценного развития подрастающего поколения организация отдыха и оздоровления детей и подростков имеет большое значение. Эта проблема является одной из наиболее приоритетных социальных проблем. В районе организация отдыха и оздоровления детей осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Чувашской Республики и Постановлением администрации Моргаушского района от 08.04.2012 № 465 «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи Моргаушского района». 

Самым массовым и доступным видом отдыха в нашем районе является организация лагерей с дневным пребыванием. Лагеря при школах создают условия для полноценного, активного отдыха детей, обеспечивая их безопасности. Чтобы отдых в лагерях был более содержательным и интересным в апреле-мае педагоги работали над созданием программ деятельности пришкольных оздоровительных лагерей, каждая из которых была утверждена муниципальной межведомственной комиссией.

В летний каникулярный период охват пришкольными  лагерями  составил  2395 детей - это 68,5% от всего контингента школьников района.  (3493 детей школьного возраста). В каникулярный период  организовали профильные, палаточные лагеря, различные трудовые объединения детей. 

Особенностью последних лагерных кампаний является тот факт, что в пришкольных оздоровительных лагерях стали реализовываться дополнительные образовательные программы, направленные  на развитие творческих способностей личности ребенка. Каждый пришкольный лагерь разработал свою профильную программу работы. Профили выбраны самые разные: спортивно-оздоровительный, экологический, военно-спортивный, художественно-эстетический. 

Во время работы пришкольных оздоровительных лагерей проводилось множество интересных развлекательных мероприятий – это экскурсии, беседы, концерты, игры, спортивные соревнования. Проводимые мероприятия по организации детского отдыха учитывали интересы и потребности всех категорий детей и были направлены не только на организацию отдыха и оздоровление школьников, но и на их полноценное воспитание, интеллектуальное и физическое развитие. Жизнь в пришкольных лагерях, по отзывам детей, была интересной, разнообразной. Это стало возможно благодаря опытным педагогам, которые стремились укрепить здоровье детей, увлечь спортом и трудом, помочь каждому ребёнку найти своё любимое дело, проявить свои таланты, овладеть новыми умениями и навыками.

На функционирование пришкольных лагерей из муниципального бюджета выделено 3345,700 тыс. рублей.  Стоимость набора продуктов питания в детских оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей составила 69 рублей на одного ребенка в день. Особое внимание в районе уделено организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Во время весенних и летних школьных каникул 452 (306- весенние каникулы, 146- летние каникулы) обучающихся укрепляли здоровье  в 11 загородных оздоровительных лагерях.  Стоимость путевки в загородные оздоровительные лагеря составил 10,680 тыс. рублей.

На приобретение путевок в загородные детские оздоровительные лагеря из муниципального бюджета  на 2013 год выделено 3417,600 тыс. рублей.

В 2013 году в Моргаушском районе введена новая форма организации отдыха и оздоровления школьников  - палаточные лагеря. На организацию данного лагеря выделено 576,700 рублей. В рамках палаточных лагерей проведены районные игры юнармейского движения «Зарница» и «Орленок», пятидневные сборы юношей. Новой формой отдыха охвачено 550 школьников.

С целью полного освоения выделенных средств планируется организация пришкольных лагерей во время осенних каникул.

В решении задач социализации  подрастающего поколения, развития его творческого  потенциала  важную роль  играют учреждения дополнительного образования, так как эта система является устойчивым ресурсом для подготовки современной успешной личности, обладающей необходимым набором социальных, информационных, коммуникативных компетенций.

Развивая тему августовской конференции работников образования хотелось бы более подробно остановиться на деятельности учреждений дополнительного образования детей.  К услугам детей  представлены:  станция юных техников, районный дом детского творчества, детская школа искусств, детско-юношеская спортивная  школа – физкультурно-спортивный комплекс «Сывлǎх». Всего дополнительным образованием в 2012-2013 учебном  году охвачено 60,8% детей в возрасте от 7 до 18 лет, что на 0,8% больше, чем в предыдущем году (2010-2011 уч.г. ______, 2011-2012 уч.г. 60%).  Это говорит о том, что в районе ведется целенаправленная работа по сохранению данного типа образовательного учреждения и развитию всей системы дополнительного образования детей. В них реализуются 124 программы, из которых 7 типовых, 113 адаптированных, 2 авторские  по направлениям: спортивно-технический,  художественный, физкультурно-спортивный,  туристско-краеведческий, эколого-биологический, военно-патриотический, творческий  и др.

В доме детского  творчества  функционируют 46 кружков по 7 направлениям, где занимаются 923 учащихся. На станции юных техников  работают 42 кружка по 9 техническим направлениям  с охватом 650 детей. В детско-юношеской  спортивной   школе – физкультурно-спортивный комплекс «Сывлǎх» занимаются 560 учащихся по 9 направлениям. В детской школе искусств им. Ф.Васильева занимаются 300 детей в четырех отделениях.  

Расходы на дополнительное  образование,  рассчитанные  на одного  обучающегося  определяют охват  системы дополнительного образования. В 2012-2013 учебном году расходы на одного обучающегося составили 3 тыс.руб. (2010-2011 уч.г. 2,9 тыс.руб., 2011-2012 уч.г. 3,2 тыс. руб.).

В системе дополнительного образования детей работают 25 педагогов штатных и 92 совместителей. Из общего количества педагогических работников, занятых в сфере дополнительного образования  высшую квалификационную категорию имеют 8,6 %, первую 54 %. Нужно отметить, что в прошлом учебном году аттестацию на квалификационную категорию прошли все педагоги районного дома детского творчества. Также высок процент,  прошедших процедуру аттестации и у станции юных техников.   Это свидетельствует о профессиональном росте педагогов, что отражается на результатах образовательной деятельности. В целях привлечения учащихся к техническим видам спорта  ежегодно проводится Спартакиада школьников Чувашской республики по спортивно-техническим и военно-прикладным видам спорта на Кубок имени космонавта А.Г.Николаева. По итогам 8 зачетных видов соревнований в девятой Спартакиаде школьников  станция юных техников заняла второе место в республике. Они ежегодно показывают стабильно высокие результаты. В прошлом учебном году станция  была победителем. Хотелось бы отметить работу педагогов дополнительного образования, которые отдают себя любимому делу. Самушков Юрий Николаевич, Киршева Ирина Валерьяновна, руководители кружка «Авиамоделирование», Филиппов Николай Юрьевич, Рыжков Олег Вячеславович,  Романов Николай Григорьевич, руководители кружка «Картинг». В июле месяце текущего года воспитанники кружка Авиомоделирование» при Юнгинской средней школе приняли участие в Первенстве России по авиационным радиоуправляемым моделям в городе Ульяновск и заняли первое и второе места в младшей возрастной группе. Для внедрения в пилотном режиме ФГОС основного общего образования с 2014-2015 учебного года будет оснащено оборудованием для развития технического творчества, в частности оборудованием для организации занятий по авиомоделированию. Несмотря на достигнутые результаты,  имеются ряд   проблем. Это  прежде всего материальная обеспеченность образовательного учреждения, малое количество педагогов – мужчин, так как наиболее востребованными и интересными для мальчиков - подростков являются конструирование, картинг, авиа и судомоделирование. Да и частые выезды на соревнования различного уровня требуют определенных финансовых затрат.  Ежегодно  в республике   проводится  конкурс  на присуждение  денежного поощрения  педагогам и учреждениям дополнительного образования детей,  способствующий их профессиональному росту. Так, в 2010 году грант в сумме 200 тыс. рублей на развитие материально-технической базы получила станция юных техников.

В Республике создана многоступенчатая система развития потенциала детских объединений. Детская общественная организация «Союз мальчишек и девчонок (СМИД) при доме детского творчества, военно-патриотический клуб «Родина» при Моргаушской средней школе зарегистрированы в управлении Министерства юстиции Чувашии. Организация СМИД  включает в себя 2 отряда юных космонавтов, 24 школьных объединения, в которой состоят 2661 человек, что составляет 76 % от общего числа учащихся.

Культура общения, умения работать в команде, уважительные отношения друг к другу формируется в рамках детских общественных организаций. Ведется последовательная работа по развитию ученического самоуправления, целью которой является воспитание умения реализовать свои способности, работая в команде. Ежегодно проводится около мероприятий районного уровня, направленных на формирование лидерского потенциала.

В районе 2 отряда юных космонавтов.  Отряд юных космонавтов «Юнга» в республике 6 раз становился «Лучшим отрядом юных космонавтов Чувашской Республики по итогам деятельности» (2006г., 2009г., 2010г., 2011г, 2012г, 2013г.).

           В образовательных учреждениях района действуют школьные лесничества. В рамках года охраны окружающей среды руководители школьных лесничеств «Лесовички» Юнгинской средней школы и «Зарянка» Кашмашского структурного подразделения были отмечены благодарностью Главы Чувашской Республики. Ежегодно представители  детских организаций становятся  обладателями  специальных  стипендий  для представителей  молодежи  и студентов за  особую творческую  устремленность.

В Доме детского творчества доминирующим остается художественно-эстетическое   направление (33), туристско-краеведческое (6), военно-патриотическое направление(4),   спортивное -техническое (3),  эколого-биологическое  (3). В то же время это учреждение, где наибольший охват детей дополнительным образованием. Это связано  с тем, что они проделали большую работу и получили заключения надзорных органов на все места осуществления образовательной деятельности, и в 19 школах работают кружки дома детского творчества. (слайд)

Воспитанники объединения «Юный биолог» ежегодные участники, призеры и победители республиканских  и Всероссийских конкурсов  и мероприятий эколого-биологического направления. 5-ый год подряд они являются победителями и призерами республиканских конкурсов «Юный лесничий» и «Юный эколог».

Результатами реализации патриотического  воспитания являются итоги 1 Спартакиады юнармейцев Чувашской Республики 2012-2013учебного года, на котором воспитанники команд Моргаушского района заняли 2 место.

В целях  дальнейшего развития туристско-краеведческого движения среди обучающихся Чувашской Республики в 2011 году Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики впервые проведены многоэтапные республиканские соревнования по спортивному туризму среди обучающихся – Туриада. По  итогам  II Туриады школьников Чувашской Республики в 2012-2013 учебном году среди сельских команд Моргаушский район занял 2 место. Нужно отметить  работу руководителей команд: Львов Владимир Гурьевич, Семенов Игорь Вячеславович, Сытин Александр Николаевич, преподаватели – организаторы Б.Сундырской, Моргаушской, Юнгинской средних школ и по совместительству педагоги дополнительного образования.

В настоящее время возрос интерес к краеведению. Многие учителя в своей урочной и во внеурочной деятельности всё чаще обращаются к проблеме использования краеведческого материала с целью формирования знаний,  ценностных ориентаций, развитию творческих способностей, воспитания уважения к культуре и истории родного края. Всего в районе на  базе 13 образовательных учреждений функционируют 15 школьных музеев, из них: историко-краеведческих -9, краеведческих -2, краеведения и экология леса  -1, исторический -1.  11 школьных музеев  прошли паспортизацию. Большое значение в воспитательной работе принадлежит музею афганской войны Калайкасинской средней школы. Традиционно здесь проходят районные мероприятия с участием школьников, встречи ветеранов – афганцев, участников боевых действий.

Необходимо отметить результативную работу педагогов дополнительного образования Дома творчества Митрофановой Людмилы Александровны, Ермаковой Татьяны Владимировны,  Пушкаревой Маргариты Николаевны, Кудряшовой Людмилы Меркурьевны, Рожковой Светланы Измайловны, Рожковой Алевтины Владимировны.

Среди школьников наиболее популярной такие мероприятия, как Спартакиада школьников на Кубок Главы Чувашской республики, соревнования школьников «Президентские состязания», «Президентские спортивные игры», турниры юных футболистов «Кожаный мяч» и юных хоккеистов «Золотая шайба» и другие.  По итогам тринадцати зачетных видов спорта 15 Спартакиады школьников на Кубок Главы Чувашской Республики 2012-2013 учебном году Моргаушский район занял 9 место (2010 -2011 уч.г. – 4 место, 2011-2012 уч.г.- 6 место). По отдельным видам спорта – лыжные гонки, хоккей команды района заняли третьи места. В  то же время на «Президентских спортивных играх», «Кожаный мяч», «Белая ладья» и «Чудо шашки» район показал низкие результаты. Следовательно,  руководству детско-юношеской спортивной школы необходимо проанализировать итоги и принять меры по развитию и популяризации данных видов спорта в районе. В прошедшем учебном году в ДЮСШ культивировалось 7 видов спорта: лыжные гонки, легкая атлетика, вольная борьба, волейбол, бокс, дзюдо и плавание. Результатом работы является формирование спортивного резерва. За указанный период работы 1 человек выполнил  норматив кандидата в мастера спорта, 2  – нормативы первого разряда, 56 – нормативы 2-3  разрядов, 284 – нормативы массовых разрядов. Лучшие воспитанники учреждения продолжают учиться в  училище олимпийского резерва. Два воспитанника включены в состав сборной республики.

Хоккейная команда «Муркаш» Моргаушского района  представляла Чувашскую Республику в финальном турнире Всероссийских соревнований юных хоккеистов на призы клуба «Золотая шайба» им. А.В. Тарасова среди сельских команд 2000-2001 годов рождения в городе Можайск. Следует отметить работу следующих тренеров – преподавателей  детско-юношеской спортивной школы: Владимир Витальевич Михайлов и Александр Леонидович Шишкин.  

Учащиеся района принимают активное участие в различных соревнованиях и турнирах разного уровня. Особо радуют результаты воспитанников Черкашина Сергея Васильевича, Гордеева Эдуарда  Александровича, Мамутина Анатолия Петровича, Герасимова Виталий Данилович.

Два года в республике реализуются проекты «Танцующая школа», «Детский туризм»,  «Я  умею плавать». Есть положительные результаты участия в первых двух проектах. В итоговом республиканском конкурсе «Бал -1812 года» младшая возрастная группа «Грация»  Моргаушской средней школы стала победителем, старшая возрастная группа «Восторг» Калайкасинской средней школы - призером. Дом детского творчества и Юнгинская средняя школа являются республиканскими экспериментальными площадками по развитию детского туризма. Пилотной площадкой  республиканского  проекта «Я умею плавать» является Моргаушская средняя школа. По итогам  мероприятий школа заняла 13 место. Участвовала только в пяти из восьми проведенных зачетных мероприятиях.   Необходимо освещать участие в проекте в средствах массовой информации, обновлять новостную ленту на сайте образовательного учреждения, принимать  участие  в республиканских семинарах и распространять опыт работы.

Дополнительное образование и воспитание детей по развитию творческих способностей в музыкальной и художественной сфере обеспечивает детская школа искусств имени Федора Васильева. Здесь наряду с образовательными программами начнется  реализация  программ дополнительного предпрофессионального образования: хореографическое творчество и декоративно-прикладное творчество. Воспитанники учреждения радуют своими красочными выступлениями на районных и республиканских мероприятиях. Это заслуга педагогов Григорьевой Ольги Вячеславовны, Яковлевой Людмилы Алексеевны и другие. Однако в республике не выработана система показателей результативности работы школы искусств. Поэтому сложно судить о деятельности данного учреждения в сравнении с другими учреждениями  республики. Многие родители желают, чтобы их дети развивали свои способности в музыкально-художественной сфере. Однако  отсутствие квалифицированных кадров и имеющаяся материально-техническая база не позволяет реализовать запросы родителей. В связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов и программ внеурочной деятельности необходимо изучить вопрос увеличения охвата детей  школой искусств.  Проблема увеличения количества детей, занимающихся дополнительным образованием,  является задачей не только учреждений дополнительного образования, но и самих общеобразовательных школ и детских садов. В прошлом учебном году кружки дома детского творчества работали в 19 образовательных учреждениях, кружки станции юных техников – в 15, секции детско-юношеской спортивной школы – в 10, отделения школы искусств – в 5. В 4 школах: Б.Сундырской, Моргаушской, Москакасинской, Чуманкасинской работали кружки всех учреждений дополнительного образования района. В связи с тем, что в лицензиях станции юных техников, школы искусств, детско-юношеской спортивной школе не указаны места реализации программ по структурным подразделениям, необходимо переоформить лицензию на право ведения  образовательной деятельности в ближайшее время. Также кружки функционируют на базе школ. Мониторинг показывает, что охват детей дополнительным  образованием в  учреждениях дополнительного образования составляет 60,8%, а охват в школьных кружках и секциях – 23,8%. В Нискасинской, Юнгинской, Сятракасинской средних школах, Адабайской, Акрамовской, Шатракасинской основных школах, а также во всех начальных школах – детских садах 100% охват детей кружковой деятельностью. В сфере дошкольного образования на базе 9 детских садов (Путене, Солнышко, Мечта, Колокольчик, Золушка, Рябинушка, Лебедушка, Малыш,  Азалия) и 2 начальных школ – детских садов (Вурмакасинская, Кадикасинская) работают 25 кружков, из них художественно-эстетических – 6, физкультурно-оздоровительных -7 и других 10. 23% дошкольников получают дополнительные образовательные услуги.   Актуальным становится вопрос переоформления лицензии на реализацию программ дополнительного образования в общеобразовательных школах, детских садах.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в районе  введен с  1 сентября 2011 года. Для этого проведен ряд мероприятий: приняты нормативно-правовые акты, решены организационные, кадровые вопросы, проблемы  материально-технического, информационного обеспечения. Проведен мониторинг готовности образовательных  учреждений к введению ФГОС:

- разработаны и утверждены основные образовательные программы начального общего образования образовательного учреждения;

- нормативная база образовательных учреждений приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое  обеспечение  и т. п.);

- приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;

- определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования;

- разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих  надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ; заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками;

- определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей);

- разработан план методической работы, обеспечивающий сопровождение введения ФГОС;

- осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов.

С вступлением в силу с 01 сентября текущего года федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  успешная реализация ФГОС зависит от самих образовательных учреждений, так как основная общеобразовательная программа  разрабатывается самой школой  с  учетом имеющихся условий для организации внеурочной деятельности.

Наряду с достигнутыми результатами  в организации образовательно-воспитательного процесса возникает  ряд проблем, которые мы должны решить в предстоящем учебном году:

- организовать образовательную деятельность в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации»;

- внедрить в дошкольных учреждениях федеральный государственный стандарт дошкольного образования;

- продолжить подготовительную работу по введению федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования;

- обеспечить равный доступ детей дополнительным образованием за счет расширения структурных подразделений;

- усилить  воспитательную функцию  образовательных организаций  обеспечивая взаимодействие  субъектов профилактики;

-   принять активное участие в реализации комплекса мер по модернизации дошкольного образования;

- увеличить долю учащихся систематически занимающихся физической культурой и спортом;

- повысить качество математического образования.

Завершая доклад,  хочу отметить, что ключевой фигурой воспитания остается педагог, который своим личным примером формирует компетентного, востребованного современным обществом человека. Эта мысль неоднократно прозвучала в докладе министра образования и молодежной политики Чувашской Республики, в выступлениях на прошедшей вчера республиканской конференции работников образования.  Он является носителем культуры, знаний.

 Уважаемые коллеги, в конце своего выступления хочу выразить огромную благодарность, всем Вам за достигнутые результаты в прошлом учебном году, за качественную  подготовку образовательных учреждений к новому 2013-2014 учебному году, за верность к профессии. Пусть в предстоящем учебном году ваш учительский талант сможет реализоваться в полной мере, хороших, добрых, творческих вам учеников!

Спасибо за внимание!