Доклад начальника отдела образования и молодёжной политики администрации Моргаушского района Чувашской Республики «Создание системы работы с одаренными детьми как условие повышения качества образования» на конференции работников образования Моргаушского района

Доклад

начальника отдела образования и молодёжной политики администрации Моргаушского района Чувашской Республики «Создание  системы  работы с одаренными  детьми  как  условие  повышения качества образования» на конференции работников образования Моргаушского района

 

24 августа 2012 года                                                                                                           с. Юнга

 

Добрый день уважаемые участники конференции, гости и приглашенные!

Приятно вас видеть на традиционной августовской конференции работников образования. В очередной  раз мы с вами собрались  для обсуждения актуальных вопросов и определения приоритетов на 2012-2013 учебный год.

Тема конференции и соответственно доклада «Создание  системы  работы с одаренными  детьми  как  условие  повышения качества образования». Поводом для рассмотрения указанной темы является проведение в Чувашии заседания   президиума Государственного Совета России по вопросам поддержки талантливых детей и молодежи с участием  Президента Российской  Федерации, результатом  которого стало утверждение Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов,  где определены базовые принципы построения,  основные задачи и  направления её функционирования. В своем вступительном слове Президент России отметил: «Важно, чтобы у всех детей, независимо от того, где они живут, независимо от того, насколько материально обеспечены их родители, была возможность развивать свои способности в самых разных областях. Задача государства заключается в том, чтобы создать все условия для такой самореализации». Это обеспечит приток в экономику, науку и культуру высокоинтеллектуальных людей, необходимых для того, чтобы Россия динамично развивалась. Не случайно, местом проведения конференции выбрана Юнгинская средняя общеобразовательная школа. Именно в данном образовательном учреждении созданы наиболее благоприятные условия для развития  творческой  личности. Благодаря сложившейся системе работы  с одарёнными детьми, учащиеся школы чувствуют себя уверенно на конкурсах всероссийского уровня и занимают лидирующие позиции.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования.

            В системе образования района работа с одаренными и талантливыми детьми является приоритетным направлением. Отдел образования и образовательные учреждения руководствуются нормативными документами: концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов,  Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»,  республиканской целевой программой  «Дети Чувашии» на 2010-2012 годы и т.д.

Система деятельности по организации работы с одаренными  и талантливыми детьми имеет следующее содержание:

- создание условий для самореализации одаренных и талантливых детей (развитие системы дополнительного образования, проведение творческих конкурсов, смотров, предметных недель, месячников, соревнований);

- контроль над развитием познавательной деятельности одаренных детей (мониторинг участия одаренных детей на муниципальном, региональном этапах всероссийской олимпиады школьников, интеллектуальных конкурсах, творческих смотрах и спортивных соревнованиях);

- помощь одаренным детям в самореализации их творческой направленности (создание ситуации успеха, условий самореализации через органы ученического самоуправления, детские общественные организации, организация научно-исследовательской  деятельности);

- поощрение одаренных детей (оформление в общеобразовательных школах  стендов «Лучшие ученики школы», «Ими гордится школа», учреждение стипендий на уровне образовательных учреждений, стипендии главы администрации района, представление талантливой молодёжи к поощрению  специальной стипендией Президента Российской Федерации и Главы Чувашской Республики);

- работа с педагогами.

Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях района начинается на дошкольной  ступени обучения.

В районе  функционирует 28 объектов  дошкольного образования, в том числе 15 детских садов, 4 учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа-детский сад», 13 дошкольных групп  при 9 общеобразовательных школах. Общая численность  дошкольников, проживающих в районе  2367, из них 289 – дети до 1 года. Дошкольными образовательными услугами охвачено 1598 детей, что составляет 77,0%.

В дошкольных образовательных учреждениях проводится систематическая работа по выявлению и развитию творческих способностей детей. В 60 процентах детских садов более 300 детей занимаются в дополнительных кружках по интересам, в 53,3 процентах  учреждений для 299 детей организованы дополнительные услуги по развитию интеллектуальных, спортивных, музыкальных и художественных способностей. Воспитанники детских садов «Путене», «Солнышко» ежегодно участвуют во Всероссийском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» и занимают призовые места на региональном уровне.

За последние три года более 1450 воспитанников дошкольных образовательных учреждений приняли участие на районных викторинах по чувашской национальной культуре «Родной свой край люби и знай», на музыкально-эстетических викторинах, на викторинах по экологическому развитию, на спортивных оздоровительных играх «Малышиада».

            Было бы приятно видеть наших воспитанников и в числе участников различных Всероссийских  конкурсов.

В связи с введением нового образовательного стандарта общего образования, дошкольная образовательная услуга должна быть направлена на разностороннее развитие, обучение и воспитание детей дошкольного возраста с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, обеспечение полноценного и своевременного перехода воспитанников на следующий уровень образования.

До 2016 года каждый ребенок  должен быть обеспечен местом в дошкольное образовательное учреждение. В текущем месяце в селе Моргауши начались работы по реконструкции здания Моргаушского лицея под детский сад. В настоящее время в райцентре очередность в детские сады детей в возрасте от 1,5 лет  составляет 73 ребенка. Министерство образования и молодежной политики Чувашии ставит перед нами задачу 100 процентного охвата дошкольным образованием детей  предшкольного возраста. В прошлом учебном году охват дошкольным образованием детей 5-6 лет по району составил 85,9 процента, что ниже среднереспубликанского показателя на 8,1 процента. В числе лидеров по данному показателю можно назвать детские сады «Тюльпан», «Мечта», «Рябинушка», а аутсайдерами являются детский сад «Золушка», Кадикасинская и Вурманкасинская  начальные школы-детские сады. Руководителям дошкольных  образовательных учреждений рекомендую всесторонне проанализировать свою деятельность и принять меры для решения существующих проблем.  

В последние годы в районе  расходы на образование росли в абсолютных показателях, в относительных же сохранялась стабильность. Так, расходы на образование в 2011 г. составили 220,4 млн. руб. и увеличились к уровню 2000 г. в 10,6 раза. Бюджет на образование в районе  остаётся самой крупной статьей расходов в консолидированном бюджете района. Его доля в консолидированном бюджете района  с 36,13  процентов в 2001 г. достигла 60,1 процента  в 2012 г. Это характеризует бюджет района как социально-ориентированный.

Средства на реализацию основных общеобразовательных программ все общеобразовательные учреждения получают на основе нормативного подушевого финансирования. Увеличение норматива бюджетного финансирования отражается на росте общих расходов на одного учащегося. Динамика текущих расходов на одного учащегося в 2009 году составила около 33 тысяч рублей, в 2012 году - 44 тысячи рублей.  Сегодня наименее затратным является ученик  Моргаушской, Б.Сундырской, Чуманкасинской, Юськасинской  средних школ, наиболее «дорогими» оказываются учащиеся Большекарачкинской, Адабайской, Шатракасинской школ, Вурманкасинской начальной школы-детского сада. В республике динамика величины норматива подушевого финансирования в расчете на одного обучающегося в среднем по селу составила 40,910 тысяч рублей.

Величина текущих расходов, приходящихся на одного ученика, зависит в большей степени от уровня урбанизации, типа расселения, но значимыми здесь являются и характеристики оптимальности сети образовательных учреждений.  В новом учебном году распахнут свои двери 27 общеобразовательных школ, из них 13 средних, 10 основных, 4 начальные школы-детских сада, в которых планируется обучать 3543 обучающихся, в том числе ожидается поступление 349 первоклассников. По предварительным данным будут обучаться  в первых  классах от 1 до 4 учеников  в Тораевской, Адабайской, Большекарачкинской, Шатракасинской школах,  Кадикасинской, Вурманкасинской начальных школах-детских садах.

В современных условиях только хорошо подготовленный, имеющий высокий социальный статус, материально защищенный педагог, может быть воспитателем молодого поколения и проводником современных образовательных технологий. Поэтому достойная и стимулирующая качественную работу зарплата педагогов, учитывающая современные условия и требования к образовательной деятельности, одна из главных факторов и значительный резерв повышения качества образования.

В 2011 году в рамках реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования Чувашской Республики была проведена работа по доведению средней заработной платы учителей до средней заработной платы по экономике в регионе, аналогичные мероприятия были проведены и в районе. В 1 квартале 2011 года среднемесячная заработная плата учителя составляла 8,730 тыс. рублей. В течение 2011 года заработная плата учителей общеобразовательных учреждений повышалась в 3 этапа: с 1 июня на 6,5% (оклады), с 1 сентября на 16,5% (стимулирующая часть), с 1 октября на 6,5% (оклады). Повышение заработной платы учителей с сентября 2011 г. на 16,5% было обеспечено за счет индексации фондов оплаты труда учителей на 14,7% и оптимизации численности работников учреждений.

Средняя заработная плата учителя за сентябрь 2011 года составила 11,526 тыс. рублей, за первое полугодие 2012 года 13,502 тыс. рублей.  К сожалению,  это самый низкий показатель в республике.

            В настоящее время в системе образования района  имеются проблемы в соотношении числа должностей административно-управленческого, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала к численности учителей. Динамика показателей отражает сокращение доли физических лиц, но не штатных должностей. Часть расходов связана с тем, что в небольших школах соотношение учителей и прочего персонала меньше принятого оптимального показателя 70:30. Это и считается как неэффективные расходы, обусловленные излишней штатной численностью иных работников общеобразовательных учреждений.

Руководителям  общеобразовательных учреждений необходимо принять комплекс мер по оптимизации доли штатных должностей административно-управленческого, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала от общего числа работающих.

В целом по республике соотношение численности учителей к численности прочего

персонала 55:45, в районе данный показатель 49:51. Лучшими по данному  показателю являются Большесундырская, Моргаушская, Большекарачкинская, Сыбайкасинская, Кашмашская школы, наиболее «худшие»  - Вурманкасинская, Оточевская, Анаткасинская начальные школы-детские сады. 

Заработная плата и качество образования. Уровень освоения образовательного стандарта основного общего образования позволяет оценить результаты ГИА, среднего (полного) – результаты ЕГЭ. В текущем году в ЕГЭ приняло участие 252 выпускника общеобразовательных учреждений (2011 г. – 241 выпускник, 2010 г. –  287 выпускников). ГИА по новой форме проходили 372 девятиклассника (2011 г. – 380 человек, 2010 г. – 410 человек). Доля выпускников успешно сдавших два обязательных экзамена в форме ЕГЭ составляет 98,81 процент. Не получили аттестаты о среднем образовании по одному ученику Тораевской, Чуманкасинской, Ильинской средних школ.

В топ лучших школ Чувашской Республики по уровню  учебных достижений по результатам ЕГЭ 2012 года попали Нискасинская и Моргаушская  средние школы, по результатам ГИА 2012 - Шомиковская, Кашмашская основные школы и Сятракасинская средняя школа, в топ  худших соответственно Ильинская средняя школа и Шатракасинская основная школа.

В рейтинге районов и городов Чувашии  по основным показателям учебных достижений ГИА и ЕГЭ за 2012 год район занимает 6 позицию.

Кроме ЕГЭ и ГИА дополнительным показателем уровня можно считать  количество золотых и серебряных медалей у выпускников 11 классов. В текущем учебном году 2,38 % выпускников награждены серебряными и 6,3 % - золотыми медалями. Ежегодно медалистов  выдают Моргаушская, Большесундырская средние школы.

Для повышения качества образования необходимо  администрациям школ  предпринять следующие шаги:

1.      Проводить мониторинг обученности на каждой ступени обучения;

2.      Повысить личную ответственность  педагогов за результаты ЕГЭ и ГИА;

3.      Стимулировать деятельность учителей-предметников по результатам процедур внутришкольного контроля и внешнего образовательного аудита.

Не менее  важный результат образования – внеучебные достижения, которые характеризуются  активностью участия в различных конкурсах, соревнованиях и результатами выступления. В  практике учитывается  только успешные выступления, однако руководителям  образовательных учреждений необходимо проанализировать и причины неуспешного  участия воспитанников в мероприятиях.

 Одной из форм выявления интеллектуальных способностей детей является Всероссийская олимпиада школьников. Данное мероприятие многоуровневое, проводится по 21 предмету, включая чувашский язык и литературу, историю и культуру родного края.

 Ежегодно увеличивается количество участников олимпиад на школьном и районном уровнях. На республиканской конференции работников образования, прошедшей 21 августа  текущего года в городе Чебоксары было отмечено, что  Моргаушский район является  лидером  по участию в региональном  этапе  Всероссийской  олимпиады школьников. Уважаемые коллеги! Позвольте Вам выразить глубокую признательность за ваш вклад в развитие системы образования района.  

За последние три года на республиканском этапе олимпиад учащиеся Моргаушского района чаще всего становятся победителями и призерами по основам безопасности жизнедеятельности, праву, биологии, чувашскому языку и литературе, технологии. Система работы по выявлению и развитию одаренных детей  налажена    Семёновым Игорем  Вячеславовичем, преподавателем-организатором ОБЖ Большесундырской школы;  Тихоновым Владиславом Ивановичем, учителем истории и права  Юськасинской школы;  Алексеевой Валентиной  Ивановной, учителем истории и обществознания Орининской школы; Ивановой  Веной  Николаевной,   учителем биологии, Михайловой  Еленой  Калистратовной, учителем  чувашского языка и литературы и Львовым Владимиром Гурьевичем, преподавателем-организатором ОБЖ   Моргаушской  школы; Герасимовой Альбиной Юрьевной, учителем технологии Тораевской школы;  Смирновым  Георгием Витальевичем, учителем технологии Шатракасинской школы.

Учащиеся Моргаушского района представляли республику на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников. В 2009-2010 учебном году призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву стала Иванова Татьяна, ученица 11 класса Юськасинской средней школы; в 2010-2011 учебном году  - Алексеева Елена, ученица 11 класса Орининской средней школы.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» данные учащиеся получили государственную поддержку в виде денежной премии.

Для учащихся начальных классов ежегодно проводится   Интеллектуальные игры младших школьников. Традиционно сборная команда,  составленная  из числа победителей районных интеллектуальных состязаний участвуют в республиканских интеллектуальных играх. В 2012 году 1 ученик стал призёром указанных интеллектуальных состязаний (в 2011 году – 1 по одному победителю и призёру, в 2010 году – 1 призёр).

 Для учащихся 5-6 классов в районе проводится олимпиада по математике «Юные дарования».

В районе традиционно проводится конференция-фестиваль творчества обучающихся «Excelsior», победители которого направляются для участия в республику.  Эффективность  участия школьников  на указанном  мероприятии составляет 8,42 процента. В текущем году 4 ученика стали призёрами на республиканской конференции.

Обучающиеся принимают массовое участие в таких конкурсах, как «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Чувашская ласточка», «КиТ», «Британский бульдог», «Золотое Руно», организуемых Чувашским государственным университетом им. И.Н. Ульянова совместно с Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики, а также в игре-конкурсе «Инфознайка», проводимом Чувашским отделением Академии информатизации образования совместно с Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики, Чувашским государственным педагогическим университетом им. И.Я.Яковлева.

Большой популярностью пользуется Республиканская Дистанционная Олимпиада учащихся 9–11 классов по 5 предметным номинациям: физика, биология, обществознание, русский язык, математика. В числе победителей и призёров данной олимпиады оказались 7 учащихся школ района.

            Лучшие исследовательские работы направляются для участия во всероссийских и межрегиональных/международных конкурсах и конференциях. Особо радуют достижения  учащихся Юнгинской средней школы. Команда достойно представила Чувашскую Республику  на девятом  Всероссийском слете юных экологов  в Республике Марий Эл. По итогам работы слета Федерова Екатерина, ученица 10 класса  была приглашена в состав  Российской команды для  участия  в международном слете  юных экологов «Экология без границ». На четвертом Международном слете юных экологов Белоруссии и России, проведенном в Республике Карелия, Екатерина заняла третье место.  Сытина Мария, ученица 10 класса Юнгинской средней школы, заняла первое место на Всероссийской конференции исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество» в городе Москва. Шишкина Елизавета и вышеуказанные ученицы  заняли второе место  на Всероссийском конкурсе учебно-исследовательских экологических проектов школьников «Человек на Земле».

 Учащиеся Моргаушской средней школы Петров Михаил, Илларионова Галина, Павлинова Анастасия, заняли первые места  на Всероссийской игре-конкурсе «Инфознайка». В последнее время среди детей особой популярностью пользуются дистанционные конкурсы. На Всероссийской олимпиаде «Олимпус» по русскому языку двое  учащихся Моргаушской средней школы заняли третьи места, один ученик  стал победителем второй Общероссийской викторины, посвященной  истории православной культуры, двое учащихся - победителями Всероссийской 46 научно-практической конференции по техническим, гуманитарным и естественным наукам, трое учащихся - победителями Международного конкурса  сочинений на экологическую тему. Одна ученица Ярабайкасинской средней школы заняла третье место на Всероссийском конкурсе «Моя малая родина: природа, культура и этнос».  Три ученика  Большесундырской средней школы заняли призовые места на Всероссийских  дистанционных  конкурсах и викторинах. Одна ученица Сыбайкасинской основной школы удостоилась диплома за второе место в Российском конкурсе «Памяти павших будьте достойны». Учащиеся Юськасинской средней школы  стали победителями и призерами ряда Международных и Всероссийских олимпиад, интернет – викторин и т.д. Хотелось бы отметить  учителей, подготовивших победителей и призеров вышеперечисленных конкурсов: Ермакова Татьяна Владимировна, Илларионова Ирина Григорьевна,  учителя Юнгинской средней школы; Павлинова Раиса Мефодьевна, Краснова Людмила Юрьевна, Михайлова Елена Калистратовна, Петрова Ольга Владимировна, Кожевникова Зоя Петровна, Толстова Надежда Валерьевна, Маркова Тамара Венеровна,  учителя Моргаушской средней школы; Леонтьева Светлана Андреевна, учитель Большесундырской средней школы; Димитриева Алевтина Геннадьевна, учитель Ярабайкасинской средней школы; Дашков Валерий Валерьянович, учитель Сыбайкасинской основной школы; Тихонов Владислав Иванович, Петрова Евгения Васильевна, Иванова Светлана Алексеевна, учителя Юськасинской средней школы и т.д.

В решении задач социализации подрастающего поколения, развития его творческого потенциала сегодня важную роль играют учреждения дополнительного образования детей, которые способствуют расширению воспитательного «поля» школы, включают личность в многогранную, интеллектуальную и эмоционально положительную насыщенную жизнь.  В системе образования функционирует 4 учреждения дополнительного образования:  станция юных техников, дом детского творчества, детско-юношеская спортивная школа - физкультурно-спортивный комплекс «Сывлах»,  детская школа искусств имени Ф.С.Васильева.  

В 2012 году в учреждениях дополнительного образования занималось 2462 (68,1 %) обучающихся (в 2011 году - 2411(67 %)  обучающихся, в 2010 г. – 2387 64,1% обучающихся. Всего дополнительным  образованием, включая кружки, организованные в общеобразовательных школах было охвачено 64,9 процентов детей.

            В Доме детского творчества функционирует 52 кружка по 7 направлениям. В них занимаются 982 учащихся. Более подробная  информация о деятельности дома детского творчества прозвучит в выступлении директора учреждения.        

             На станции юных техников работают 42 кружка по 10 техническим  направлениям.  Занятия кружков посещает 621 учащийся. Наиболее востребованными и интересными для мальчиков-подростков являются конструирование, картинг, авиа- и судомоделирование. В целях привлечения учащихся к техническим видам спорта ежегодно проводится Спартакиада школьников Чувашской Республики по спортивно-техническим и военно-прикладным видам спорта на Кубок им. космонавта А.Г.Николаева. Республиканские соревнования в зачёт Спартакиады проводятся совместно с Советом Чувашской республиканской организации РОСТО, МВД по Чувашской Республике, МЧС России по Чувашской Республике на площадках городов Чебоксары, Новочебоксарск, Моргаушского района. По итогам 8 зачетных видов соревнований в VIII Спартакиаде школьников первое место заняла команда Моргаушского района. Поздравляю их с очередной победой и желаю дальнейших успехов в новом учебном году.

            В детско-юношеской спортивной школе-физкультурно-спортивном комплексе «Сывлах» занимаются 545 обучающихся по 7 направлениям. В прошедшем  учебном году  один воспитанник стал мастером спорта России по легкой атлетике, 194 обучающихся получили массовый разряд, 3 продолжили учебу в училище олимпийского резерва. Высоких результатов добиваются воспитанники  отделений бокса, лыжных гонок, плавания, легкой атлетики, которые становятся  победителями и призерами республиканских и Всероссийских спортивных соревнований. Высоких результатов воспитанники добились благодаря выявившим их способности в спорте педагогам: Сергей Владимирович Черкашин, Гордеев Эдуард Александрович, Алексеев Сергей Иванович, Герасимов Виталий Данилович, Моисеев Виталий Тимофеевич, Мамутин Анатолий Петрович.

Дополнительное образование и воспитание детей по развитию творческих способностей в музыкальной и художественной сфере обеспечивает  детская школа искусств им. Ф.Васильева, где  занимаются 300 детей в пяти отделениях. Из года в год воспитанники учреждения добиваются высоких результатов на республиканских, всероссийских и международных конкурсах и фестивалях.  Следует отметить педагогов, которые помогли раскрытию творческих  способностей у детей: Петрова Ирина Васильевна, Григорьева Ольга Вячеславовна, Арсентьева Светлана Алексеевна, Яковлева Людмила Алексеевна, Цветкова Светлана Васильевна.

Основные задачи школы – патриотическое, духовное и нравственное воспитание, формирование гражданственности, развитие ценностного отношения к миру природы, воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни и т.д.

Особое значение в районе  придается патриотическому воспитанию детей и подростков. При школах функционируют пять  военно-патриотических клубов: «Родина» Моргаушская средняя школа, «Юнга» Юнгинская средняя школа, клуб имени Шуйцева Большесундырская средняя школа, клуб имени Алексеева Чуманкасинская средняя школа, клуб имени  Борисова Шатьмапосинская основная школа.

Своеобразный итог работы, проводимой в течение года в учебных заведениях и патриотических клубах, - республиканские игры юнармейского движения «Зарница» и «Орленок». Юнармейские игры являются уникальной многоуровневой системой развития патриотизма, гражданственности, формирования здорового образа жизни, основ безопасной жизнедеятельности. По итогам Республиканских финальных игр юнармейского движения ВПК «Родина» занял первое место.

            Огромную работу по выявлению и развитию способностей детей проводят отряды юных космонавтов. В районе функционируют два детских объединения при Юнгинский и Калайкасинской средних школах. Они активно участвуют в реализации  республиканской программы развития движения «Нас зовут космические дали!». Ежегодно ребята принимают участие в различных конкурсах как республиканского, так и российского уровня.

Развитию одаренности детей способствуют профильные лагеря, организованные во время каникул. В летний период на базе образовательных учреждений были открыты  29 профильных лагерей различной направленности: спортивной, комплексной, художественно-эстетической, экологической, военно-патриотической, краеведческой с охватом 1352 детей.  Затраты на функционирование профильных лагерей  составили более 800 тысяч рублей. На летнюю оздоровительную кампанию  из муниципального бюджета выделено 2,131870 млн. рублей. 

Особенностью последних лагерных кампаний является тот факт, что в  оздоровительных лагерях стали реализовываться дополнительные образовательные программы, направленные  на развитие творческих способностей личности ребенка. Здесь нужно отметить  работу лагерей  Чуманкасинской, Акрамовской, Кашмашской, Адабайской, Сыбайкасинской школ. Жизнь в пришкольных лагерях, по отзывам детей, была интересной, разнообразной. Это стало возможно благодаря опытным педагогам, которые стремились укрепить здоровье детей, увлечь спортом и трудом, помочь каждому ребёнку найти своё любимое дело, проявить  талант, овладеть новыми умениями и навыками.

В каникулярный период в районе оздоровительной кампанией 2012 года в пришкольных лагерях с дневным пребыванием охвачено 2270 учащихся - это 62,8%( 47% - в 2011 году), из них 43,2 процента – дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. В загородных оздоровительных лагерях за лето отдохнуло 235 детей.  В настоящий момент  оздоровлением, отдыхом и занятостью детей, подростков и молодежи   охвачен 71 процент.

           Для развития личности, ранней социализации, становления характера в школах и детских садах ведутся «портфолио» обучающегося, воспитанника. В 23 общеобразовательных школах активно работают детские общественные организации, органы ученического самоуправления. Ежегодно проводится районный конкурс «Лидер детской общественной организации». В 2012 году Шишкина Елизавета, учащаяся 10 класса Юнгинской средней школы стала  призером республиканского конкурса детских и молодежных общественных организаций и объединений «Моя инициатива».

           Проект модернизации образования России предусматривает обеспечение социальной мобильности в обществе через поддержку наиболее талантливой молодежи. Выявлению и стимулированию представителей талантливой молодежи способствует приоритетный национальный проект «Образование».

           Ежегодно 100 обучающихся получают стипендию главы администрации Моргаушского района. В 2011 году 2 представителя талантливой молодежи стали лауреатами премии Президента России  (2010 году – 4, 2009 -3). По итогам 2011 года 15    представителей молодежи стали обладателями специальной стипендии президента Чувашской Республики за особую творческую устремленность (2010 год – 10,  2009 год – 9).

           Нетворческий учитель не сможет воспитать творческого ученика.  Учитель должен быть не только хорошим предметником, но и менеджером, прекрасным технологом, психологом, мастером, способным учить по-новому. Он становится основным звеном, активно влияющим на позитивные изменения в образовании, и динамичное развитие системы образования невозможно без современно мыслящих учителей.

Все школы обеспечены квалифицированными педагогическими кадрами. Образовательной деятельностью занимаются 358 учителей, из них  с высшим образованием 95,3%. 75,4% имеют квалификационные категории, в том числе 12,6% высшую, 54,7 % первую. Молодых специалистов с педагогическим   стажем до 5 лет в районе 7,3%, учителей-пенсионеров 10 % (по республике – 12,2%)  Средний возраст учителя  43 года. Идет поэтапное обновление кадров. На педагогическом форуме, прошедшем  в феврале,  была отмечена необходимость увеличения доли учителей, имеющих квалификационные категории, в частности высшей не ниже 20 процентов.   На сегодняшний день поставленную задачу выполнили следующие школы Москакасинская, Большесундырская, Юськасинская, Калайкасинская, Ярабайкасинская средние школы, однако  в Адабайской, Большекарачкинской, Кашмашской, Сыбайкасинской основных школах и во всех начальных школах-детских садах нет учителей с высшей квалификационной категорией. Ставлю перед собой вопрос о смене руководства в образовательных учреждениях. Возможно, именно в этих  учреждениях не созданы условия для развития учительского потенциала и не оказывается должная методическая помощь для профессионального роста педагога со стороны администрации школ. Неоднократно мною была отмечена прямая зависимость  заработной платы учителей от наличия квалификационной категории, учебной нагрузки. Периодически поднимала  вопрос о сетевом взаимодействии учителей, тем более, что в последнее время особый акцент  делается  на организацию  профессиональной  перподготовки учителей. Не  имея  подготовки  по соответствующей  специальности,   учитель не имеет права преподавать данный предмет.

С 2011 года началось внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов. В текущем году утверждены стандарты  среднего (полного) общего образования.  В 2013-2014 учебном году планируется внедрение стандартов основного общего образования в Моргаушской средней школе. Соответственно на школьных, районных методических объединениях необходимо изучить  требования стандартов второго поколения.

Достижение всех поставленных задач  возможно при создании соответствующих  условий для организации образовательно-воспитательного процесса, развития творческой, одарённой личности. Доля учащихся, обучающихся в школах, имеющих все виды благоустройства, составляет 97 процентов, по республике данный показатель на уровне 94 процентов.

В рамках комплекса мер по модернизации общего образования  в Моргаушском районе запланированы и проведены следующие мероприятия, которые способствуют улучшению оснащения сети школ:

1. Оснащение школ современным компьютерным, учебно-лабораторным и учебно-производственным оборудованием. Ожидается  поставка компьютерного оборудования для  начального звена и обновление  оборудования в компьютерных классах средних школ. Предусмотрены поставки учебного оборудования для кабинетов музыки, изобразительного искусства, ОБЖ, технологии, а также инженерных классов.

2. Приобретение спортивного оборудования  на сумму 1,373 млн. рублей.

3. Модернизация столовой центральной школы. Направление реализуется в рамках комплекса мер по модернизации общего образования Чувашской Республики, республиканской целевой программы «Здоровое питание (2011–2020 годы)», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 июня 2011 года №247. На капитальный ремонт и приобретение столовой мебели из местного бюджета выделено 1,3 млн. рублей. В сентябре планируется замена технологического оборудования на сумму 1,3 млн. рублей.

В прошлом учебном году охват учащихся горячим питанием по району составил 99,3 процента.

4. Завершение процесса лицензирования медицинских кабинетов. В настоящий момент 10 школ имеют лицензию на медицинскую деятельность, 4 подписали договор на медицинское обслуживание с ФАПами, остальные ведут работу по комплектации кабинетов и оформлению документации. По дошкольным образовательным учреждениям картина следующая: 11- получили лицензию, 4 – ведут подготовительную работу.

5. Ежедневно 981 учащихся из 102 населенных пунктов  подвозятся к базовым школам на 15 школьных автобусах и 2 микроавтобусах «Газель». В 2012 году на обновление парка школьных автобусов  район получил 5 единиц   транспортных средств. К 1 сентября текущего года все автобусы должны быть  оснащены системой спутниковой навигации ГЛОНАСС.

6. В 2012 году на капитальный  ремонт зданий и сооружений  образовательных учреждений из местного бюджета выделено  6 млн. 280 тыс. руб.,  в том числе 1 млн. 252 тыс. руб. на софинансирование программ по комплексной компактной застройке сельских поселений, 1 млн. 756 тыс. 800 руб. на   модернизацию систем общего образования и 1 млн. 769 тыс. руб.   на  подготовку образовательных учреждений к новому учебному году.

В рамках комплекса мер по модернизации системы общего образования Моргаушскому району выделена субсидия из федерального бюджета в размере  7 млн. 270 тыс. 100 руб. Финансовые средства направлены:

 1. Шатьмапосинской школе  – 4320,00 тыс. руб.  на капитальный ремонт крыши здания школы, частичный ремонт стены, замену оконных блоков;

2. Моргаушской школе – 2000,00 тыс. руб. на капитальный ремонт системы канализации и водоснабжения, капитальный ремонт кровли здания тира;

 3.  Нискасинской  школе – 1463,90  тыс. руб. на  замену оконных блоков;

 4.Москакасинской школе – 1000,00  тыс. руб. на  ремонт кровли здания школы;

            По проекту комплексной компактной застройке сельских поселений в этом году велись  работы в 2-х образовательных учреждениях:

1.Кадикасинская НШ-ДС – капитальный ремонт крыши здания сада, замена оконных блоков и замена входных дверей на сумму 1702,26 тыс. руб.;

2. Детский сад «Рябинушка» - капитальный ремонт крыши здания садика на сумму 800,00 тыс. руб.

 Завершая своё выступление, хочу отметить что, на подготовку образовательных учреждений к новому учебному году, созданию условий для внедрения новых федеральных государственных  образовательных стандартов вложено и вкладывается немало средств, труда. За вами, уважаемые педагоги, остаётся обеспечение качества образования. Для этого у нас есть потенциал. Буквально вчера вечером стало известно о том, что Степанов Александр Марсович, учитель чувашского языка Калайкасинской средней школы, стал победителем Всероссийского мастер-класса учителей родных, включая русский, языков в г. Саранск. Поздравляем Александра Марсовича и команду школы с достигнутым успехом.

Информационный доклад о состоянии и результатах деятельности системы образования Чувашской Республики за 2011-2012 учебный год размещён на сайте Минобразования Чувашии. Надеюсь, что в каждом педагогическом коллективе будет рассмотрен данный доклад, проанализированы итоги прошедшего учебного года и будут определены приоритеты для развития каждого образовательного учреждения на ближайший период. А методические материалы, размещённые на сайте Чувашского республиканского института образования, станут подспорьем для каждого педагога в организации работы с одарёнными детьми.

Уважаемые коллеги! Поздравляю вас с началом нового учебного года!

Профессия учителя удивительно сочетает в себе молодость души и мудрость слова, каждодневный нелегкий труд и ежедневный праздник победы знаний. Желаю Вам профессиональных и творческих удач в Вашем нелегком, но нужном деле,  оптимизма, свершения всего задуманного, крепкого здоровья и счастья.