Доклад начальника отдела образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации района З.Ю.Дипломатовой на августовской конференции работников образования

«Модернизация системы образования Моргаушского района в условиях совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы»
У каждого времени есть свои приметы. Нынешнее время – время перемен. И, в первую очередь, эти перемены связаны с жизнью школы, с возросшими требованиями к процессу обучения. «Если раньше образование давалось надолго и предназначалось для того, чтобы обеспечить бесперебойную профессиональную деятельность человека в какой-либо одной отрасли или сфере деятельности, то теперь,  речь идёт о формировании принципиально новой системы образования, предполагающей постоянное обновление. Причём ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей».
Надеюсь, что сегодня на конференции мы  сможем определить направления развития  и  плановые показатели  системы образования  Моргаушского района на новый учебный год. Тема форума непосредственно связана  с рассмотрением законопроекта «Об образовании», нам необходимо проанализировать ключевые  позиции, обозначенные в данном документе.
Законопроектом сохраняются базовые принципы и нормы, закрепленные действующим законодательством об образовании и оправдавшие себя на практике, в том числе государственные гарантии об общедоступном и бесплатном образовании,  права выбора образовательной организации и получения образования в соответствии со склонностями и потребностями, обучения на родном языке, государственно-общественного характера управления образованием и др.
23 августа текущего года прошла республиканская конференция работников образования, где были определены задачи  на 2011-2012 учебный год и на долгосрочную перспективу. Сегодня работали пять дискуссионных площадок по обсуждению проекта  закона «Об образовании», каждый участник, надеюсь,  определил для себя перспективные точки роста, выработал способы решения актуальных проблем.
Новый учебный год для системы образования Чувашии, так же, как и всей России, станет знаковым. Таких качественных изменений в отношении государства к образованию наша страна не переживала уже много десятилетий. Наступательное создание современной инфраструктуры, внедрение эффективных экономических механизмов, поддержка талантливых педагогов, обучающихся – все эти процессы направлены на формирование нового качества человеческого потенциала страны, становление людей, способных вывести экономику страны на путь устойчивого развития на основе инновационных решений.
Политическая воля и финансовое обеспечение для решения ключевых проблем образования имеется. В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 года № 436 «О порядке предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования» между Правительством Чувашской Республики и Министерством образования и науки Российской Федерации подписано Соглашение о предоставлении в 2011 году субсидии из федерального бюджета бюджету Чувашской Республики. Новый законопроект позволит  нам успешно реализовать модернизацию региональных систем общего образования.
На модернизацию системы общего образования Моргаушского  района  из федерального бюджета поступило   4 миллиона 387 тысяч рублей.  Они будут направлены на  реализацию Комплекса мер по модернизации общего образования в республике, утвержденного распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 июля 2011 года № 252-р.
Анализ современных глобальных и региональных ситуаций показывает, что определяющим условием конкурентоспособности товаров и услуг становятся качество, инновационные процессы и наукоемкие технологии. Отсюда вытекают новые, более высокие требования ко всем сферам деятельности, включая образование. Общая парадигма образования выражается ее направленностью на качество жизни человека и общества в целом.
Нам необходимо добиться повышения качества общего образования. В последние десятилетия произошли кардинальные изменения в обществе, однако школа, была и остается  консервативным.
Велика значимость дошкольного периода в становлении личности, воспитании, обучении и развитии ребенка. Дошкольное образование позволяет сформировать у ребенка важнейшие качества личности (память, мышление, внимание, воображение, речь), позволяющие впоследствии успешно учиться в начальной школе, общаться со сверстниками и взрослыми и усваивать необходимую информацию. Отрадно, что в новом законопроекте большое внимание уделяется дошкольному образованию. В систему  уровней образования планируется включение и дошкольного образования. Сейчас для детских садов действуют федеральные государственные требования, которые в дальнейшем перейдут на  федеральные государственные образовательные стандарты.  Положительные моменты имеются и  в финансировании дошкольного образования. В законопроекте  разделяется  непосредственно  дошкольное образование и  сопровождающие его присмотр  и уход за детьми, включая  организацию  их питания и режим дня. Финансирование расходов, связанных с предоставлением дошкольного образования, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, а  содержание  объектов, присмотр и уход  обязательством  муниципалитета. Благодаря этому мы можем решить вопросы улучшения материально-технической базы детских садов.
Система дошкольного образования в районе представлена 29 объектами, в том числе  15 детских садов, 5 начальных  школ-детских садов, 7 дошкольных групп и 3 группы кратковременного пребывания для дошкольников при школах. В дошкольных учреждениях воспитываются 1530 детей, из них 94,7% детей старшего дошкольного возраста. Охват дошкольным образованием составляет 74,6%.  Ежегодно  отмечается рост потребности населения  в услугах дошкольных образовательных учреждений. На сегодняшний  день очерёдность в дошкольные образовательные учреждения составляет 144 детей в возрасте от 1,5 лет до 6,5 лет. Анализ показал, что наиболее остро стоит вопрос обеспечения детей раннего и младшего дошкольного возраста местами в детские сады.
За счет уплотнения в действующих детских садах открыто 78 мест, планируется открытие дополнительной группы  в детском саду «Колокольчик» Москакасинского сельского поселения на 25 мест.
Для решения проблемы дефицита мест в дошкольных учреждениях в районе планируется продолжить строительство новых детских садов и пристроев. В 2012 году реконструкция здания Моргаушского лицея под детский сад на 60 мест, в 2013 году  строительство пристроев на 60 мест в детском саду «Мечта» в Б.Сундырском сельском поселении  и в 2014 году на 40 мест в детском саду «Колокольчик» в Москакасинском сельском поселении и строительство нового современного здания детского сада на 200 мест в с. Моргауши.
Что же нас ожидает в системе школьного образования? Каково дальнейшее развитие системы образования? На сегодняшний день успешно функционируют 29 школ, где реализуются программы начального, основного, среднего общего образования. Все школы имеют лицензии и свидетельства о государственной аккредитации. В летний период все образовательные учреждения перешли на новый тип, а именно:  44 в бюджетные, 3 в автономные учреждения. За последние десять лет ежегодно наблюдалось снижение количества обучающихся, а  в этом учебном году ожидаем небольшой прирост. Если в прошлом учебном году было 3721 ученик, то по предварительным данным в этом году – 3740 детей. Положительная демография наблюдается в крупных населенных пунктах, а именно в селах Моргауши и Б.Сундырь.  По-прежнему о деятельности муниципальных систем образования судят по экономическим показателям.  В течение десяти  лет велась работа по оптимизации сети образовательных учреждений, в результате наполняемость классов составляет 15 чел. (в сельской местности по республике – 15,4), число учащихся на 1 учителя –  10 чел. (в сельской местности по республике – 11). Надо отметить, что данные показатели не из лучших. В настоящий момент встает вопрос оптимизации штатных единиц, образовательных учреждений, введение сетевых учителей. В новом законопроекте вводится понятие «образовательные организации», совершенствуются типы и виды образовательных организаций, расширяется  круг лиц, имеющих право осуществлять образовательную деятельность, вводится  понятие «обучающийся». Участникам образовательного процесса необходимо внести предложения по уточнению и приравнению двух понятий.  А именно: «образовательная  организация»  и  «образовательное учреждение». Не выльется  ли в судебные тяжбы выход  учителей на досрочное  назначение трудовой пенсии по старости?
В законопроекте вводится новое понятие «государственная регламентация». Ключевыми составляющими процедуры государственной регламентации являются лицензирование и аккредитация, государственный контроль качества образования, государственный надзор за соблюдением законодательства.
Если говорить о качестве образования, то основным показателем работы школы  является индивидуализация образовательного процесса и государственная итоговая аттестация выпускников.
В большинстве средних общеобразовательных школ района реализуется предпрофильная подготовка и профильное обучение старшеклассников. Профильным обучением охвачено 88% старшеклассников. В 10-ых классах не организовано профильное обучение в Москакасинской, Ильинской, Тораевской, Чуманкасинской школах, в 11-ых классах – в Тораевской школе. Какой самый существенный недостаток профильного обучения у нас в районе? Думается, вы сами знаете ответ. Это отсутствие реальной индивидуализации обучения. В настоящее время нам так и не удалось изменить систему преподавания учебных предметов. Преподавание тех или иных учебных дисциплин не скорректировано под каждого школьника в зависимости от степени его заинтересованности в изучении предмета (организовано под возможности школы). Скажете, для реальной индивидуализации не хватает часов, да, это так, но при реализации профильного обучения в рамках одной школы. А инновационная модель профильного обучения может работать только в сетевой организации, когда классы одной параллели разных школ объединяются на конкретные профили, обучение проводится в разных ученических коллективах лучшими учителями района. Вопросы сетевого взаимодействия образовательных учреждений разного уровня поднимались на республиканской конференции. Подчеркивалась необходимость взаимодействия школы, средних профессиональных учебных заведений, высших учебных заведений, предприятий и организаций. Только при таком подходе можно решить проблему отсутствия квалифицированных кадров для тех или иных отраслей экономики на рынке труда.
Отдельные удачные примеры по организации многопрофильного обучения имеются в Моргаушской, Большесундырской, Калайкасинской школах.
Нам в течение 2011-2012 годов необходимо инвентаризировать все ресурсы, и педагогические, и учебно-материальные и не допускать принятия на 2012-2013 учебный год неинтегрированных учебных планов. В сеть должны быть включены и учреждения дополнительного образования, должен быть предусмотрен механизм взаимозачетов. Считаю, что организация профильного обучения будет взята на особый контроль.
Много было дискуссий «за» и «против» единого государственного экзамена. Статьи 68 и 69 законопроекта посвящены  вопросам проведения государственной  (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы среднего общего образования,  в форме единого государственного экзамена. Необходимо, чтобы четкими и конкретными механизмами были закреплены и порядок проведения, и ответственность лиц, привлекаемых к проведению ЕГЭ. Это нужно для того, чтобы убедить общество в правдивости результатов ЕГЭ. К сожалению, статьи в законопроекте, посвященные ЕГЭ не в полной мере позволяют это делать. Каждый может принять участие в обсуждении законопроекта на форуме сети Интернет и представить свои предложения.
Каковы же результаты единого государственного экзамена выпускников школ района. На  ЕГЭ приняло участие 241 выпускник 11 класса.  Статистика ЕГЭ-2011 позволяет определить лидеров и аутсайдеров среди общеобразовательных учреждений, рейтинг составляется, прежде всего, по показателям «доля лиц, сдавших ЕГЭ по русскому языку и математике, от числа выпускников, участвовавших в ЕГЭ». Успешно работают Большесундырская, Нискасинская, Орининская, Сятракасинская, Ярабайкасинская средние школы, неудовлетворительно – Калайкасинская, Юськасинская, Юнгинская средние школы.
Следующий рейтинг – средний балл по двум обязательным предметам. Лучшие результаты показали Орининская, Моргаушская, Нискасинская средние школы, ниже всех остальных средний балл у Тораевской, Ярабайкасинской и Юнгинской средних школ.
Три и более предмета ЕГЭ активней всех сдают в Большесундырской, Калайкасинской и Моргаушской средних школах, плохая ситуация – в Нискасинской, Чуманкасинской, Орининской и Тораевской средних школах.
Государственную итоговую аттестацию выпускников освоивших программу основного общего образования с участием территориальных предметных комиссий прошло 380 учащихся. Все учащиеся подтвердили свои знания и получили аттестат об основном  образовании.
Эти данные – показывают о качественной или некачественной работе школы, в частности учителей – предметников.
В  законопроекте образовательная организация несет ответственность  за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за предоставление образования ненадлежащего качества.
Образовательная организация обязана возместить ущерб, причиненный обучающемуся некачественным образованием.
Администрациям школ стоит задуматься над выполнением своих должностных функций, над подбором или перестановкой педагогических кадров, а также о своевременном повышении их квалификации. Заметьте,  об этом мы говорим не первый год. Перестановка кадров, принятие управленческих решений в отношении учителей,  повышение качества образования – это компетенция образовательного учреждения. Ведь руководитель – это менеджер, который обязан  четко  знать нормативно-правовую, экономическую составляющие управленца. В прошлом учебном году в общеобразовательных школах работало 66 руководящих работников, из которых 28 руководителей, 23 заместителя, 15 главных бухгалтеров. Это мощнейший ресурс управленческих кадров. Хотелось бы еще раз заострить Ваше внимание на правильное принятие решений, чтоб в последующем не пришлось отвечать за некачественное образование.
О глубинных причинах этого методистам и учителям следует разобраться на основе тщательного анализа материалов. На педагогических советах школ, заседаниях методических объединений следует скрупулезно проанализировать работу каждого учителя, сделать соответствующие выводы о причинах аномальных результатов, принять весь комплекс мер (методических, организационных) для повышения ответственности педагогов и управленцев за результативность своей деятельности.
Одним из показателей качества образования является  результативность участия школьников в олимпиадах. В прошлом учебном году на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников приняло участие 1485 учащихся, из которых 99 защищали честь района на региональном этапе и заняли 17 призовых мест,  1 участник призер на Всероосийской олимпиаде по праву. В разрезе школ по результативности участия в олимпиадах лидерами являются Моргаушская (6), Б.Сундырская (4) средние школы, сложился механизм работы с одаренными детьми в Орининской, Юськасинской средних школах.
Одним из значительных событий наступающего нового учебного года, конечно же, является введение новых федеральных государственных образовательных стандартов. Как уже известно всем, переход на новые ФГОС будет осуществляться поэтапно до 2020 года. В этом году стартуют в «новые стандарты» наши первоклассники.
В течение прошедшего учебного года в полном объеме реализованы мероприятия по обучению учителей начальных классов конкретным шагам введения новых стандартов, в результате которой будущим учителям первоклассников была дана возможность максимально подготовиться к организации образовательного процесса по новым требованиям стандартов. Педагоги освоили механизмы проектирования основных образовательных программ начального общего образования в рамках требований ФГОС начального общего образования, познакомились с новыми подходами к организации процесса обучения и формирования образовательной среды, системой оценки освоения образовательных программ.
В новых стандартах усиливается внимание к вопросам воспитания. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом в школе формируются не только основы умения учиться и способности к организации своей деятельности, но и осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. ФГОС вводится предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», основными задачами которой являются воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию учащихся, формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.
В законопроекте целая глава посвящена  статусу педагогических работников. Сохраняются все права (академические и трудовые) и меры социальной поддержки.
Образовательной деятельностью занимаются  355 учителей, из них с высшим образованием 99%,  76% имеют квалификационные категории, в том числе высшую – 11,2%. Молодые учителя со стажем работы до 5 лет составляют 5,1%, учителя-пенсионе­ры – 6,4%. Плохо идет процесс обновления педагогических кадров. Образовательные учреждения  района нуждаются в квалифицированных специалистах. Не хватает учителей физики, математики, информатики, физической культуры, английского языка. Возможно,  нам стоит задуматься  о грантовой поддержке молодых специалистов и перенять опыт других районов республики и других регионов. Раньше были определенные льготы для молодых специалистов – мужчин, а именно отсрочка от военной службы. Мужчин, занимающихся образовательной деятельностью – 61, что составляет  17 процентов от общего количества учителей.  В настоящий момент так не хватает мужского воспитания! Заметьте – это следствие невысокой  заработной платы учителей.
Средняя зарплата учителей в 2010 г. составила  9996 рублей (в республике 11099 рублей), воспитателей дошкольных образовательных учреждений – 7081 рубля (по республике – 7518 рублей.). Средняя зарплата учителей по итогам  I полугодия 2011 года – 10800 рублей, воспитателей ДОУ – 7600 рублей. В рамках реализации комплекса мер по модернизации общего образования в Чувашии ведется целенаправленная работа по уравниванию средней заработной платы учителей до средней заработной платы работников экономики.  Выступая на республиканской конференции работников образования Президент республики подчеркнул, что  в течение 2011 года предусмотрено трехразовое повышение денежного довольствия в целом на 30%, она составит 13 тысяч 900 рублей. При этом надо учесть, что заработная плата учителей зависит от учебной нагрузки и квалификационной категории.
Большое внимание уделяется индивидуальной профилактической работе со школьниками. Необходимо подчеркнуть работу школьных психологов и социальных педагогов под руководством Центра диагностики и консультирования при отделе образования. В системе образования района работают 5 педагогов-психологов и 6 социальных педагогов. В 2011 году наблюдается рост  преступности  среди несовершеннолетних. Факты совершения правонарушения учащимися отмечены в Москакасинской, Моргаушской, Б.Сундырской, Орининской, Чуманкасинской  средних школах. В законопроекте (ст.42) введена специальная статья, регламентирующая организацию психолого-педагогической и медико-социальной помощи обучающимся. Отделу образования и руководителям учреждений в ближайшее время надо продумать вопросы  в области профилактики асоциальных явлений, правонарушений, психологического сопровождения учащихся групп риска, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Сохранение и укрепление здоровья школьников – работа многогранная, требует усилий многих, в нее включены и педагоги, и медики, и психологи, и родители. Данной теме отведена статья 41 законопроекта. В прошлом учебном году 93%  учащихся были охвачены двухразовым горячим питанием  в соответствии с СанПиНом. Для проведения оздоровительных мероприятий и реализации программы  физического воспитания в 20 школах  имеются спортивные залы, активно используется база физкультурно-спортивного комплекса «Сывлах».  С 1 сентября текущего года вводится третий час физкультуры. Проведенный мониторинг показывает, что из 29 школ обучающиеся начального звена выбрали хореографическое направление, среди учащихся среднего и старшего звена предпочтение отдано спортивным играм и плаванию. В системе общего образования работают 20 учителей физической культуры, из них  25% с высшей квалификационной категорией, 25% - с первой, 35% - со второй. На сегодняшний день в двух образовательных учреждениях имеются вакансии учителей физической культуры.  Данную проблему будем решать за счет учителей-совместителей. Педагогами разработаны  авторские программы, которые будут утверждены на  педагогических советах. Увеличение  учебной нагрузки несет за собой и финансовые расходы по оплате труда. На это необходимо  нам дополнительно с сентября по декабрь текущего года 615 тыс.950 рублей, а до завершения учебного года  (2011-2012) 1 миллион 232 тысячи рублей.
С нового учебного года запускаются в республике  проекты «Танцующая школа» и «Плавающая школа». Уважаемые директора школ, подключайтесь к реализации этих проектов и сделайте жизнь детей интересной и полезной!
В связи с меняющимися ориентирами образования возникает необходимость изменения и системы дополнительного образования детей, которая не только располагает возможностями по развитию интересов, склонностей и способностей обучающихся, но и стремится к их полноценной реализации.
В ближайшее время системе дополнительного образования детей предстоит решать прежде всего задачу интеграции с системой школьного, профессионального образования, работодателями, бизнесом. Надо активно искать партнеров, уметь убеждать о взаимовыгодности и вовлекать в данную работу квалифицированных специалистов. В районе функционируют 4 учреждения дополнительного образования (станция юных техников, школа искусств, дом творчества школьников, ДЮСШ-ФСК). В целях эффективного использования имеющейся базы прошла реорганизация детско-юношеской спортивной школы и физкультурно-спортивного комплекса «Сывлах» в одно учреждение.
В школах района  действуют 24 детских объединения. Одним из успешно реализуемых направлений является деятельность добровольческих команд здоровья, команды волонтеров, которые вносят значительный вклад в здоровьесберегающую деятельность, организацию профилактической работы. Ими часто проводятся интерактивные мероприятия, акции по борьбе с никотиновой зависимостью и пропаганде здорового образа жизни.
В 2011 году Алексеева Валентина Ивановна, учитель Орининской средней школы удостоена денежной премии Президента российской Федерации в размере 200 тыс.рублей; гранта Президента Чувашской республики удостоены Гусева Валентина Валериановна, логопед детского сада «Малыш» - 20 тыс. руб., детский сад «Солнышко» -  200 тыс. рублей.
«Профессия педагога – это особая миссия. Именно вы готовите новое поколение, определяете, каким будет лицо нашей республики через 10,15, 20 лет», - отметил Президент Чувашии, приветствуя участников республиканской  конференции.
Уважаемые коллеги!  Сегодня утром Министр образования и молодежной политики Чувашской Республики Владимир Николаевич Иванов поздравил Вас, учителей района с началом нового учебного года. Выразил благодарность за Ваш вклад в развитие системы образования Чувашской Республики и пожелал творческих успехов, здоровья, благополучия.
Подводя итог вышесказанному, хочу сказать, что   с появлением реальных возможностей для творчества и профессионального роста учитель должен сам сформулировать свою образовательную среду, свою персональную мастерскую под те образовательные результаты, которые он должен обеспечить. Работать предстоит с удвоенной силой, еще ответственнее, еще качественнее. Только так мы сможем подготовить новое поколение молодежи к активной жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. А формула успеха и личного,  и для страны нам известна: современные знания, добросовестный и вдохновенный труд, любовь к Родине.
Уважаемые коллеги! В преддверии нового учебного года хочется выразить благодарность вам за нелёгкий труд, ответственность за будущее. Искренне верим, что он будет необычным. Новый учебный год вступает в свои права в разгар проведения Международного года химии, в год празднования 300-летия великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова. Пусть вам и вашим коллегам сопутствует удача и везение. Желаю творчества, новых открытий, неиссякаемой энергии и профессиональных побед.
Спасибо за внимание!