Доклад начальника отдела образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации района З.Ю.Дипломатовой на августовской конференции работников образования

Профессионализм учителя как ресурс развития системы образования в Моргаушском районе
 
Добрый день, уважаемый президиум,  участники конференции!
Сегодня мы с вами собрались на традиционную августовскую  конференцию работников образования района, чтобы подвести итоги прошлого учебного года и определить перспективные цели и задачи на предстоящий учебный год, которые будут решаться  в соответствии с основополагающими стратегическими документами «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», «Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 года».  Особенностью нашей конференции является то, что она проходит  в рамках Года учителя. 
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одним  из направлений обозначено развитие учительского потенциала. Учитель является ключевой  фигурой  модернизации образования. Согласитесь, никакие материальные вложения, никакие технологии не изменят ситуацию к лучшему, пока не изменится учитель. В настоящее время  учитель перестал быть единственным источником знаний.  Ребенок живет в информационном обществе, он получает новые знания, умения и навыки из нескольких источников одновременно. Учитель перестает восприниматься как источник НОВОГО, НЕИЗВЕСТНОГО ребенку. И чем старше становится  школьник, тем сложнее учителю.  Учитель должен меняться, постоянно идти в ногу со временем, быть  мобильным, а в концептуальном плане и опережать его. От личности  учителя, от его профессионализма зависит развитие ребенка, его дальнейшая судьба. 
На прошедшей 19 августа республиканской конференции работников образования Президент Чувашии  Николай Федоров также  подчеркнул значимость миссии учителя в жизни каждого человека, в формировании целостной личности, в умении мечтать и достигать поставленных целей.
2010 год – завершающий год реализации концепции российского образования, которая была предложена в 2001 году и районной целевой программы развития образования в Моргаушском районе на 2007-2010 годы.
Накопленный в районе опыт позволил на качественно новом уровне включиться в реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
В системе образования района в 2009-2010 учебном году функционировало 29 общеобразовательных школ: из них  5- начальных школ-детских садов,  10 - основных , 14 - средних, в том числе 1 лицей (в 2008-2009 учебном году – 31 школа: 15-средних, 11- основных, 5 – начальных школ-детских садов). В них обучалось 3902 ученика (2008-2009 учебном году – 4073). В системе школьного образования  в 2009-2010 учебном году работало 779 человек (в 2008-2009 учебном году -862): из них 66 – руководящие работники, 436 - педагогические работники,   28 – учебно-вспомогательный персонал, 249 – обслуживающий персонал. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 г. № 1313-р, Указом Президента Чувашской Республики от 26.01.2009 г. № 4 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 2 марта 2009 г. № 60 «О мерах по реализации Указа Президента Чувашской Республики от 26 января 2009 г. № 4 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», проведен анализ эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов республики в сфере общего образования в 2009 г. Оценка проведена по достигнутому уровню показателей социально - экономического развития муниципальных образований. Так, показатели соотношения численности учителей и прочего персонала в Моргаушском районе составляет 46,6 к 53,4, тогда как показатель по республике 52,3 к 47,7 при принятом  оптимальном показателе 70 к 30. Объем  неэффективных расходов  в сфере  общего образования  на управление  кадровыми ресурсами за прошлый год  по прочему персоналу, не считая  учителей,  составляет 21 млн.840 тыс. рублей.  
В разрезе школ данный показатель выглядит следующим образом: нормативу соответствует Шомиковская основная школа, низкий показатель имеют Ильинская, Сятракасинская, Орининская, Калайкасинская средние школы, Шатьмапосинская основная школа и т.д. Данная проблема обсуждалась неоднократно, однако решительных управленческих действий со стороны менеджеров образования до сих пор не выполнены.
Образовательным процессом в прошлом учебном году непосредственно занимались 387 учителей (в 2008-2009 учебном году – 499), из них высшее профессиональное образование имеют 99 процентов (в 2008-2009 учебном году – 98 процентов). Однако, есть образовательные учреждения района (Шатьмапосинская, Акрамовская, Ярабайкасинская, Орининская),   где работают учителя физкультуры, музыки, имеющие средне-специальное образование.
Уровень  принятого  целевого  значения учащихся, приходится  на 1  к 15. По району данный показатель 1 к 10, по республике -  1 к 13. Выше или на уровне  республиканского показателя имеют Вурманкасинская, Анаткасинская начальные школы-детские сады, Б.Сундырская, Моргаушская, Орининская, Сятракасинская средние школы. Низкий показатель имеют малокомплектные образовательные учреждения: Моргаушский лицей, Ильинская, Тораевская средние школы, все основные школы, Шоркасинская, Кадикасинская, Оточевская начальные школы – сады. Руководителям образовательных учреждений необходимо принять в кратчайший срок  меры по оптимизации педагогических работников. Вопрос по внедрению в практику  сетевых учителей остается открытым.
Качество работы во многом зависит от  квалификационной категории  учителя. В 2009-2010 учебном году квалификационные категории имели  73 процента  педагогических работников  (2008-2009 учебный год – 90,5 процента),  из них высшую квалификационную  категорию - 10,2 процента, (по республике -16,3 процента; по району 2008-2009 учебный год – 9,5 процента), первую – 41 процент (2008-2009 учебный год- 40 процентов), вторую – 22 процента (2008-2009 учебный год – 41 процент). За последние два года наблюдается  снижение данного показателя.  Данный факт объясняется рядом причин. Первое, с 2007 года аттестация педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных  образовательных учреждений Чувашской Республики проводится с вариативными формами и процедурами Главной аттестационной комиссией  Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики. В соответствии с  ним аттестационная процедура проходит в три этапа: оценка уровня  профессиональной компетентности в форме сдачи единого государственного экзамена или тестирования; оценка IT – компетентности (уровень владения компьютером и умения использования в работе ресурсов сети Интернет, которая  определяется через компьютерное тестирование); оценка результатов деятельности аттестуемого (качество и результативность практической деятельности). Усложнилась процедура аттестации. Мониторинг  сдачи Единого государственного экзамена учителями  показывает снижение среднего  балл по 100 балльной шкале: в 2007 году-81, в 2008 году – 82, в 2009 году - 76. В начальных школах –детских садах все учителя прошли аттестацию на 100 процентов. Высшую  квалификационную  категорию имеют 35,2 процента учителей Москакасинской школы, 20 процентов – Б.Сундырской школы. Не имеют квалификационные категории в Шатьмапосинской основной школе 75 процентов учителей, в Шатракасинской, Юськасинской (ресурсный центр)  -54,5 процентов,  Сосновской – 40 процентов, Сятракасинской – 35,7 процентов, Тораевской – 31,5 процентов  учителей.
С 1 января 2011 года в силу вступает новый порядок аттестации педагогических работников,  по которому все учителя должны будут проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности каждые пять лет. В случае отрицательного решения аттестационной комиссии  учитель не допускается к педагогической деятельности. Отличием будущей процедуры аттестации является присвоение высшей и первой категории.
 
  Анализируя возрастной  состав учителей  тоже приходишь к неутешительной картине. Средний  возраст учителей по району составляет 44 года (2008-2009 учебный год -41). Из общей численности учителей  7,2 процента пенсионного возраста (2008-2009 учебный год -2 процента) , 74 процента в возрасте 35-55 лет, 18 процентов – в возрасте 25-35 лет и лишь 1 процент в возрасте  моложе 25 лет. Следовательно, 59 процентов  педагогов  имеют педагогический стаж работы более 20 лет (2008-2009 учебный год – 60 процентов), 4,1 процента – до 5 лет (2008-2009 учебный год – 5 процентов).
 
Средний возраст  учителей

№№
п/п
Наименование школы
Возраст учителя
1
Моргаушский лицей
37
2
Москакасинская  СОШ
46
3
Моргаушская  СОШ
42
4
Б.Сундырская  СОШ
43
5
Ильинская  СОШ
51
6
Калайкасинская  СОШ
39
7
Нискасинская  СОШ
46
8
Орининская  СОШ
43
9
Сятракасинская  СОШ
44
10
Тораевская  СОШ
42
11
Чуманкасинская  СОШ
38
12
Юнгинская  СОШ
44
13
Юськасинская  СОШ
46
14
Ярабайкасинская  СОШ
46
15
Адабайская  ООШ
42
16
Акрамовская  ООШ
41
17
Б.Карачкинская  ООШ
40
18
Кашмашская  ООШ
43
19
Сосновская  ООШ
42
20
Сыбайкасинская  ООШ
42
21
Тойгильдинская  ООШ
44
22
Шатракасинская  ООШ
46
23
Шатьмапосинская  ООШ
46
24
Шомиковская  ООШ
48
25
Анаткасинская НШ-д/сад
46
26
Вурманкасинская  НШ-д/сад
32
27
Кадикасинская  НШ-д/сад
33
28
Оточевская  НШ-ДС
41
29
Шоркасинская  НШ-д/сад
23

Средний возраст учителей  по республике составляет 45 лет. Выше среднереспубликанского показателя у Ильинской, Москакасинской, Юськасинской, Ярабайкасинкой,  Шатракасинской, Шатьмапосинской школ. Необходимо руководителям образовательных учреждений вести работу по омолаживанию кадрового состава  и  передаче наработанного опыта.
Возрастной состав учителей является проблемой российского значения. В 2010 году вступил в реализацию федеральный проект по государственной  поддержке молодых специалистов, где они могут получить грант в размере 500 тыс. рублей.  По квоте нашему району выделен 1 грант. На данный момент ведется работа по подбору кандидатуры учителя английского языка.
С 2008 года образовательные учреждения перешли на новую систему оплаты труда, где предусматривался  дифференцированный подход в начислении заработной платы по результатам  труда. В наших школах данная идея не реализовалась в правильном направлении. В большинстве из них идет уравниловка по начислению стимулирующих выплат.  В критерии оценивания включены функциональные обязанности  учителей, за которые они уже получают оклад. По активности участия  учителей на различных профессиональных конкурсах и проектах наш район попал в последнюю тройку. Только 14,2 процента учителей, т.е. 55 человек из 387 (трехсот восьмидесяти семи) приняли участие.  Часто директорам и их заместителям задаем вопрос о причинах не участия  их педагогических работников в конкурсных мероприятиях. На что они ссылаются на возраст и нехватку времени. Одним  из рычагов управления является правильное, прозрачное распределение стимулирующей части. До начала учебного года пересмотреть критерии стимулирующей части и согласовать с государственно-общественными органами управления образовательным учреждением (попечительский и управляющий советы).
Ежегодно объявляются конкурсы на грантовую поддержку учителей, т.е. денежное поощрение. На денежное поощрение  Президента Российской Федерации в сумме 200 тыс. рублей в 2010 году ни один учитель нашего района не представил материалы. В этом году в рамках республиканского конкурса «Образовательная инициатива» приняло участие 6 школ и 10 учителей. Результаты: ни одна школа не выиграла грант в сумме 250 тыс. рублей, 3 учителя удостоились гранта в 50 тыс. рублей. Это Алексеев Сергей Иванович, учитель физической культуры Орининской школы, Герасимова Альбина Юрьевна, учитель технологии Тораевской школы, Ядыкова Лидия Аркадьевна, учитель начальных классов Ярабайкасинской школы. Пользуясь,  случаем, поздравляем их.
В конкурсе на получение денежного поощрения в размере 20 тыс. рублей педагогическим работникам образовательных учреждений республики победителем среди дошкольных работников стала Порфирьева Надежда Алексеевна, воспитатель детского сада «Путене». Гранта  в размере 200 тыс. рублей удостоились детский сад «Путене» и учреждение дополнительного образования «Станция юных техников». Тоже их поздравляем.
В настоящее время предоставляется очень много возможностей для улучшения материально-технической базы образовательных учреждений, материальной поддержки творчески и инновационно работающих педагогов. Однако, наши руководители и учителя привыкли сидеть и ждать бюджетных денег без вложения собственных дополнительных усилий, да еще выражать недовольство в несправедливом отношении к ним. Хотя наряду с районными и республиканскими  конкурсами проводятся мероприятия  и российского,  и международного масштабов, коли сомневаетесь в компетентности районной и республиканской оценочных  комиссий. 
Мы гордимся тем, что в педагогическом сообществе района  есть конкурентоспособные, мобильные, информированные, инновационные, современные  учителя, которые с честью защищают район. Это: Герасимова Альбина Юрьевна, учитель Тораевской школы, Ершова Татьяна Аркадьевна, учитель Калайкасинской школы, Ермакова Татьяна Владимировна, учитель Юнгинской школы, Львов Владимир Гурьевич, преподаватель- организатор ОБЖ Моргаушской  школы, Семенов Игорь Вячеславович, преподаватель- организатор ОБЖ Б.Сундырской школы, Желтова Светлана Федоровна, учитель Москакасинской школы, Данилова Марина Виссарионовна, учитель Нискасинской школы.
Средняя республиканская заработная плата  учителей  в мае  т.г. достигла 11 тыс. 177 рублей, увеличилась  к уровню  средней  заработной  платы 2006 г. в 2,08 раза и составила  91,5 процента  к уровню  средней  зарплаты в экономике. На сегодня  средняя районная зарплата учителей составляет 9 тыс. 700 рублей. Часто учителя возмущены тем, что такую зарплату они не видели. При  всем этом вы даже не подразумеваете,   из чего складывается ваша заработная плата. А она зависит от  учебной нагрузки, квалификационной категории, результативности работы. В 2009-2010 уч.г. средняя учебная нагрузка учителей составляла  21 час (2007-2008 уч.г. - 18,8 часа, 2008-2009 - 18,3 часа).
Средняя заработная плата воспитателей  дошкольных образовательных учреждений в 2009 г. по району составила 6 тыс. 664 рубля, по республике 6 тыс.305 рублей. В 2009 году по сравнению с 2008 годом  зарплата выросла на 135,1 процента, по республике -115,3 процента.  С января по май текущего года – 6 тыс. 473 рублей, по республике 6 тыс. 198 рублей.
 
Средняя нагрузка  учителей

№№
п/п
Наименование школы
Средняя
нагрузка  учителей
1
Моргаушский лицей
21,5
2
Москакасинская  СОШ
20,4
3
Моргаушская  СОШ
21,7
4
Б.Сундырская  СОШ
22,5
5
Ильинская  СОШ
26
6
Калайкасинская  СОШ
22,9
7
Нискасинская  СОШ
23,9
8
Орининская  СОШ
27,7
9
Сятракасинская  СОШ
23,8
10
Тораевская  СОШ
20,3
11
Чуманкасинская  СОШ
22,2
12
Юнгинская  СОШ
19
13
Юськасинская  СОШ
22
14
Ярабайкасинская  СОШ
23,3
15
Адабайская  ООШ
24,1
16
Акрамовская  ООШ
25,5
17
Б.Карачкинская  ООШ
24,3
18
Кашмашская  ООШ
25,5
19
Сосновская  ООШ
24,3
20
Сыбайкасинская  ООШ
27
21
Тойгильдинская  ООШ
18,7
22
Шатракасинская  ООШ
22
23
Шатьмапосинская  ООШ
21,8
24
Шомиковская  ООШ
20,25
25
Анаткасинская НШ-д/сад
38
26
Вурманкасинская  НШ-д/сад
38
27
Кадикасинская  НШ-д/сад
25,3
28
Оточевская  НШ-ДС
38
29
Шоркасинская  НШ-д/сад
25

Даже Михаил Игнатьев,  министр  сельского хозяйства, на  встрече 19 августа т.г. сделал акцент на оптимизацию численности педагогических работников в школах района и довести среднюю зарплату до республиканского уровня.
 Доля стимулирующей  части фонда оплаты  труда  в общеобразовательных  учреждениях в целом  по республике  составила 18 процентов  от общего  фонда оплаты труда. По району  доля стимулирующей  части  фонда  оплаты труда по дошкольным образовательным учреждениям  составляет 13 процентов, по  общеобразовательным  учреждениям 22 процента. По сравнению с прошлым учебным годом доля  стимулирующей  части фонда оплаты снизилась с 26,6 до 22 процентов. Это связано с полным  введением в действие подушевого финансирования в республике.
Из 29 общеобразовательных школ в районе 9 базовых (Москакасинская, Моргаушская, Нискасинская, Юнгинская, Чуманкасинская, Тораевская), из них 3 ресурсных центра (Б.Сундырская, Калайкасинская, Юськасинская). Это образовательные учреждения, где финансово-материальный и  информационно-технологический потенциал соответствует современным требованиям. Что не скажешь о кадровом и  научно-методическом потенциале. Данные школы должны были по идее обслуживать близлежащие  школы и деревни, а их услугами могло бы пользоваться и взрослое население.  Чего  не произошло на практике.
Рассматривая вопрос качества образования, который  относится к компетенции образовательных учреждений,  можно сказать следующее.
Одним из критериев результативности работы школы является Всероссийская предметная олимпиада школьников. В последние годы целенаправленную работу по выявлению и  развитию одаренных детей вели Моргаушская, Б.Сундырская, Юськасинская, Орининская средние школы. По итогам 2009-2010 учебного года 16 участников республиканского этапа Всероссийской олимпиады  школьников стали  победителями и призерами (по рейтингу 4 место в республике) , 1 ученик – призер Всероссийского этапа.   В других базовых школах работа ведется на низком уровне, хотя средств было вложено немало.
Конечно, за успехами и неуспехами  школьников стоит деятельность  учителя, его профессионализм. За последние три года ученики Тихонова Владислава Ивановича( Юськасинская школа), Семенова Игоря Вячеславовича (Б.Сундырская школа), Алексеевой Валентины Ивановны (Орининская школа), Михайловой Елены Калистратовны, Тимофеевой Галины Николаевны (Моргаушская школа), Смирнова Георгия Витальевича  (Шатракаиснкая школа), Герасимовой Альбины Юрьевна (Тораевская школа) показывали хорошие результаты на республиканских олимпиадах. За активное участие  во Всероссийских «Молодежных предметных чемпионатах» педагогический коллектив Юнгинской средней школы  награжден дипломом Центра развития одаренности г.Пермь
Мониторинг участия детей на районном этапе Всероссийской олимпиады школьников показывает, что низкая активность наблюдается   в Адабайской ( не участвовали по 12 предметам), Сыбайкасинской ( по 13 предметам), Шатракасинской (по 11 предметам). Основная причина – малокомплектные школы, которые не выдерживают конкурентоспособности. Не зря периодически поднимается вопрос оптимизации данных школ. Получается,  педагогический коллектив, который часто выступает против данных мероприятий, искусственно задерживает развитие ребенка, ущемляя права ребенка в обеспечении доступности  качественного образования.
Следующий показатель качества образования – результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11 классов. По итогам 2009-10 учебного года завершили курс средней школы и получили документ государственного образца 287 юношей и девушек, курс основной школы -414. Статистка свидетельствует о снижении количества обучающихся старшего звена: ежегодно до 30-35  процентов выпускников 9 класса покидают стены школы и продолжают учебу в профессиональных заведениях.
Наиболее важными при принятии управленческих решений являются показатели,  связанные с результатами учащихся по обязательным предметам. Средний балл выпускников 9 классов по русскому языку 3,83; по республике – 3,77; по математике – 3,75, по республике – 3,74. Самым популярным предметом при сдаче четвертого экзамена по выбору является биология (30 процентов), география (16,6 процента), обществознание (14,1 процента), а по другим предметам показатели низкие: физика (8,5 процента), история (4,4 процента), химия (1,2 процента). Это результат плохой профориентационной работы учителей – предметников, классных руководителей, администрации.
Результаты сдачи единого государственного экзамена по математике составляют 51,01 балла, по республике -51,8 балла, по русскому языку – 59,15 баллов, по республике – 62,87 балла. За последние три года наблюдается снижение в качестве знаний по данным предметам, результаты ниже среднереспубликанских. Выше среднереспубликанских показателей по математике имеют выпускники Б.Сундырской, Ильинской, Юнгинской, Калайкасинской, Нискасинской школ, Моргаушского лицея; по русскому языку только выпускники Моргаушского лицея.  На совещании директоров неоднократно ставился вопрос по принятию управленческих решений относительно тех учителей, которые не справляются с подготовкой выпускников к ЕГЭ. Со стороны администрации школы не провидится анализ результатов экзаменов,  и мало кто задумывается  о будущем  выпускника. 5,9 процента одиннадцатиклассников не смогли набрать баллы до минимального порога. Это Моргаушский лицей (информатика), Моргаушская школа (математика, обществознание), Б.Сундырская школа (обществознание), Ильинская школа (физика), Сятракасинская школа (русский язык), Чуманкасинская школа (русский язык, математика), Юнгинская школа (русский язык), Юськасинская школа (русский язык), Москакасинская школа (математика). Информатика, обществознание, физика – это предметы по выбору, выпускник планировал свое дальнейшее будущее связать с данными профилями. Это тоже  сигнал в отношении  учителей данных предметов.
Одним из показателей в рейтинге муниципалитетов является доля учащихся, сдававших три и более экзамена в форме ЕГЭ. По данному показателю наш район занимает третье место с конца, т.е. доля составляет  68,29 процента, по республике -82,35 процента. Высокие показатели: Юнгинская школа -136,36 процента, Б.Сундырская школа -130,56 процента, Калайкасинская школа -127,27 процента.  Низкие показатели: Юськасинская школа-33,3 процента, Ярабайкасинская школа – 33,3 процента, Сятракасинская школа – 28,57 процента.  В чем же дело? Вроде и детей мало, и соотношение  учитель ученик низкое, следовательно,  возможностей дойти до каждого больше. Где личностно-ориентированный подход, где индивидуальная траектория развития ребенка? Где наши учителя? Вывод: учителя работают по старинке, не идут в ногу со временем. Не зря ставится вопрос об омолаживании педагогических кадров, которые внесли бы новые веяния, об увольнении учителей пенсионного возраста.
С 2001 года ввели сдачу экзаменов в форме ЕГЭ. Интересен тот факт, что в ряде школ есть учителя-предметники,  выпускники которых не выбирали их предмет для сдачи экзаменов. Хотя данные учителя наравне с другими получали и получают стимулирующие выплаты. В прямом смысле  умудрились отговорить учащихся. Где администрация школ? Почему у Вас все так просто ничего не делается?  За последние три года выпускники Ильинской, Нискасинской, Ориниской, Тораевской школ не выбирали химию; Ильинской, Сятракасинской школ– историю; Чуманкасинской школы –физику; Москакасинской, Моргаушской, Ильинской, Сятракасинской, Тораевской, Юнгинской, Юськасинской, Ярабайкасинской школ  – английский язык; Моргаушский лицей, Москакасинской, Моргаушской, Ильинской, Нискасинской, Орининской, Сятракасинской, Юнгинской, Юськасинской, Ярабайкасинской –географию; Моргаушский лицей, Москакасинской, Ильинской, Нискасинской, Орининской, Сятракасинской, Тораевской, Юнгинской, Ярабайкасинской – литературу; Б.Сундырской, Ильинской, Калайкасинской, Нискасиснкой, Орининской, Сятракасинской, Чуманкасинской, Юнгинской, Юськасинской – информатику. В свою очередь экзамены  по биологии и обществознанию ежегодно сдают большое количество выпускников. Давно подмечено, любят предмет, значит,  любят и уважают данного учителя. Индивидуальность педагога является основным фактором формирования его авторитета у учащихся.
Успехи в обучении и воспитании детей определяются множеством факторов, каждый из которых является достаточно весомым, и пренебрежение этими факторами неизбежно ведет к неудаче. Среди этих факторов - методика обучения и воспитания, возрастные особенности детей, личный уровень их развития и т.д. Кроме перечисленных, важным фактором детского развития является сам педагог, который берет на себя роль учителя и воспитателя. Если бы обучением и воспитанием детей не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку.
Педагог в ходе своей профессиональной деятельности выполняет основные функции: обучающую, воспитывающую, развивающую, психологической подготовки.
Профессионализм - совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда.
Исследование феноменологии профессионализма учителя показывает, что, с одной стороны, педагогический профессионализм - это социально-педагогическое явление, представляющее сложную, многогранную и многоаспектную характеристику деятельности педагога, которая отвечает заказу общества и нацелена на подготовку учителя - профессионала. С другой стороны, профессионализм учителя - это качественная характеристика, включающая совокупность фундаментальных интегрированных знаний, обобщенных умений и педагогических способностей, его личностных и профессионально - важных качеств, культуры и мастерства учителя, готовность к постоянному самосовершенствованию.
Педагог - не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.
Ключевой фигурой воспитательной деятельности школы является классный руководитель. В целях выявления и поддержки творчески работающих классных руководителей ежегодно с 2005 года проводится конкурс «Самый классный классный». За 5 лет  в нем приняло участие 317 классных руководителей (2006 год – 32 чел., 2007- 52 чел., 2008 - 54 чел., 2009-179 чел.). Наиболее активное участие принимают классные руководители Акрамовской, Кашмашской, Сосновской основных школ, Ильинской, Москакасинской, Моргаушской, Б.Сундырской, Сятракасинской средних школ. Лучшие и активные классные руководители нашего района, распространяющие свой опыт: Ершова Татьяна Аркадьевна (Калайкасинская школа), Ефанова Елена Николаевна (Моргаушская школа), Анисова Галина Алексеевна (Ильинская школа), Петрова Оксана Модестовна (Тораевская школа), Федорова Светлана Васильевна (Сятракаиснкая школа).
Участие в конкурсе позволяет классным руководителям овладеть новыми профессиональными умениями: педагоги разрабатывают сайты классов, программы работы с семьей, программы сопровождения индивидуального развития ребенка. В текущем учебном году по индивидуальным программам работали лишь 4 % педагогов, т.е. было составлено 112 программ (в большинстве участниками  конкурса) и это несмотря на то, что главной задачей является индивидуализация процесса воспитания. Классные руководители недостаточно используют в своей работе диагностику уровня воспитанности,  чтобы  в последующем принять решения в управлении качеством воспитательного процесса школы.
Весомое значение приобретает система дополнительного образования. У нас в районе функционирует 4 учреждения дополнительного образования. Среди них станция юных техников  - ежегодный призер Кубка Спартакиады школьников Чувашской Республики по спортивно-техническим  и военно-прикладным видам спота на Кубок космонавта А.Г. Николаева.
Очень важно, чтобы педагог дополнительного образования сотрудничал с классными руководителями, выбирая вместе с ним подходящий для конкретного ребенка индивидуальный образовательный путь, что пока остается на уровне желаемого.
Благодаря распространению лучших воспитательных практик, модернизации системы повышения квалификации классных руководителей количество преступлений, совершенных несовершеннолетними за 7 месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось на 76%.
Второй год подряд на территории Моргаушского района проходят республиканские игры юнармейского движения «Зарница» и «Орленок». На торжественном открытии  Николай Федоров, президент Чувашии отметил, что  традиции юнармейского движения вбирают в себя все самое лучшее - воспитание патриотизма, сохранение вечных ценностей. Именно во время таких мероприятий закаляется характер, тренируется воля к победам и осваиваются уроки жизни. Будущее Чувашии в надежных и ответственных руках неравнодушных людей, которых объединило стремление сделать родную Чувашию краше и привлекательнее, а свою жизнь – интереснее. За последние годы в районе  увеличивается численность военно-патриотических клубов: «Родина» при Моргаушской средней школе, клуб им.Михаила Шуйцева при Б.Сундырской средней школе, клуб им.Евгения Борисова при Шатьмапосинской основной школе, клуб им. Алексеева при Чуманкасинской средней школе, клуб «Юнга» при Юнгинской средней школе. Хотелось бы отметить и преподавателей-организаторов ОБЖ, которые вносят большой вклад в развитии патриотизма подрастающего поколения: Львов Владимир Гурьевич, Семенов Игорь Вячеславович, Сытин Александр Леонидович, Григорьев Александр Мефодьевич, Артемьев Юрий Алексеевич.
Ряд крупных мероприятий, проводимых  в районе,  были  направлены на  эффективное  внедрение в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий, формирование ценностей здорового образа жизни. Это I районный форум «Моргаушский район – территория, свободная от курения», акции «Молодежь за здоровый образ жизни», Дни отказа от курения, конкурсы агитбригад и другие. В последние годы в районе набирает силу волонтёрское движение. На сегодняшний день в районе пять ресурсных центров Фонда «Чувашия» (по республике - 16) - МОУ «Калайкасинская СОШ им. А.Г. Николаева», Центр диагностики и консультирования «Доверие» отдела образования, Моргаушская, Большесундырская, Чуманкасинская средние школы.
Наиболее активными участниками районных и республиканских мероприятий по итогам 2009-2010 года являются педагоги и воспитанники Юнгинской, Орининской, Моргаушской, Б.Сундырской средних школ, Акрамовской основной школы. Пассивными в прошедшем учебном году  были  Тораевская средняя, Тойгильдинская, Шатракасинская основные школы.
Ряд школ района являются республиканскими экспериментальными площадками. В текущем году дополнительно к существующим  открыты стажерские площадки для тиражирования  опыта учителей – новаторов на базе Москакасинской средней школе (учитель – новатор –Желтова Светлана Федоровна; направление стажировки «Формирование элементарных навыков русской разговорной речи в период устного курса»); Юнгинской средней школы (новатор – Киршева Ирина Валерьяновна; направление стажировки – организация ученического самоуправления»). В тоже  время по линии дошкольного и дополнительного образования такие площадки у нас отсутствуют, хотя наработан достаточно богатый  опыт и есть результаты. 
Одним из приоритетных направлений в образовательной деятельности является проектная деятельность учащихся и учителей. В рамках реализации послания Президента Чувашии «Чувашия из будущего и для будущего» проводилась активная работа по эколого-биологическому направлению. С марта т.г. был объявлен районный конкурс социально-экологических проектов по благоустройству  территорий, который проходил в два этапа. До конца реализовали  свои проекты только две-три школы. Необходимо отметить Вурманкасинскую начальную школу -детский сад, Моргаушскую среднюю школу. Руководители проектов: Пегасова Галина Леонидовна, Иванова Вена Николаевна. Кроме этого педагоги Вурманкасинской начальной школы – детский сад смогли подготовить призера семнадцатой межрегиональной  научно-практической  конференции по эколого-этнографическому проекту «Дерево Земли, на которой  я живу» в г.Саранск .
В Год учителя во всероссийском   профессиональном  конкурсе проявила себя  Данилова Марина Виссарионовна, учитель русского языка и литературы Нискасинской средней школы.  Она заняла первое место в конкурсе «За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности».
Матвеева Светлана Михайловна, учитель русского языка и литературы Б.Сундырской средней школы, подготовила лауреата  международной юношеской научной конференции «Санкт-Петербург, Пушкин, Гоголь и мировая культура».
В образовательных учреждениях района работают креативные учителя,  на которых нужно равняться. Будущее за учителем –тьютором, за учителем-модератором.
В 2010-11 учебном году в экспериментальном режиме начнет внедряться федеральный государственный стандарт второго поколения. Обновление стандартов в начальном звене начнется с 1 сентября 2011 года. Перед учителями стоит нелегкая задача в реализации компетентостного обучения.
В концепции государственного стандарта нового поколения утверждается, что «Признаком времени является повышенная профессиональная мобильность.» Современному человеку в течение жизни приходится неоднократно менять сферу занятости и осваивать новые профессии. Это приводит к тому, что на смену ведущего при построении и развитии образовательных систем лозунга «Образование для жизни» приходит лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Этот лозунг становится основой профессиональной деятельности каждого педагога, требует от каждого педагогического коллектива развития учительского потенциала.
От педагогического мастерства, от профессионализма каждого учителя складывается состояние системы образования всего района. От высокого  профессионализма, его творческого  потенциала, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе, зависит успешность будущих граждан.
В год учителя и в преддверии нового учебного года хотелось бы пожелать всем Вам огромных творческих успехов, энергии и оптимизма, осуществления самых смелых планов и успехов во всех начинаниях, здоровья и теплоты человеческого общения!
Спасибо за внимание.